Дислексия и дисграфия - помощь Ирины Мироновой

Об авторе

Дислексия и дисграфия - коррекция и лечение от Ирины МироновойДислексия и дисграфия – с чего всё началось?

Дислексия и дисграфия –  история моего пути. Много лет тому назад я, учитель русского языка и литературы, работала в общеобразовательной школе (к слову сказать, я и сейчас практикующий учитель, только в данный момент я занимаюсь с детьми, страдающими дислексией).

Как и везде, в классах были разные ученики: и хорошисты, и неуспевающие, и совсем отстающие, с которыми не могли справиться ни родители, ни учителя.

Мне, как учителю русского языка, приходилось, наверное, тяжелее всех. Ведь в наш цифровой век обучить грамотности «безграмотных» детей сложно. Почему «безграмотных» я взяла в кавычки?

Потому что, как это я сейчас точно знаю, безграмотных (плохо читающих, плохо пишущих) детей нет и быть не может. Есть обстоятельства, в которые такие дети попали волею судеб.

Учителя, которые понятия не имеют, что происходит с их учениками и они даже не подозреваю о том, что у ребенка дислексия и дисграфия. Родители, которые уже сбились со счета в поисках подходящего репетитора, истратили кучу нервов и денег, так ничего не изменив в ситуации своего ребенка.

И, наконец, сами ученики, уставшие от бесконечных упреков в бестолковости, лени, утратившие всякую мотивацию к хорошей учебе, да и вообще желание посещать школу.

Знакомо? А это на самом деле могла быть дислексия или дисграфия.

В тот год в школе решили создать отдельный 5-й класс для таких вот учеников. Собрали со всей параллели «плохо успевающих» детей. (Сейчас, кстати, в школе делается то же самое уже с начальных классов.)

Это дети, которые плохо читали, не понимали прочитанное; плохо писали, допуская огромное количество ошибок, в том числе и «глупых». Дети с безобразным почерком, продраться сквозь который и прочитать написанное было просто невозможно.

Были среди них и дети с дефицитом внимания, гиперактивностью, что тоже не лучшим образом влияло на успеваемость. В перспективе всех этих учеников ожидала городская психолого-медико-педагогическая комиссия, которая рекомендовала бы им обучение по адаптированной программе. (Что это такое – отдельный разговор.)

В общем, учителю работать в этом классе тяжело, неинтересно. Как правило, на таких детей в школе внимания особо не обращают. Никому они не нужны.

Кроме… своих родителей.

Дай Бог, чтобы в какой-то отдельно взятой школе был в штате ГРАМОТНЫЙ логопед, который эффективно проводил бы свои коррекционные занятия.

Или учитель, который хотя бы краем уха слышал о такой проблеме, как дислексия и дисграфия. Как показывает практика, таких педагогов крайне мало.

…Я несколько отвлеклась. Проблема эта настолько глобальная  и болезненная для многих родителей, что эмоции очень трудно сдержать…

Итак, вернемся к моему многострадальному 5-му классу.

Учился в этом классе мальчик Саша Власов. Гиперактивный, невнимательный. Из тех, который любого учителя мог довести до белого каления. С ужасным (просто безобразным) почерком.

По домашним работам было видно, что родители этого мальчика еще «не махнули рукой» на своего ребенка. Заметно было, что упражнения он переписывал несколько раз, родители над ним «стояли».

Понятно, что всю эту письменную работу Саша ненавидел лютой ненавистью. Но… учиться-то надо, экзамены сдавать надо…  И письменные классные работы тоже надо выполнять.

А это для него было уж совсем непосильной ношей. А учителю, чтобы прочитать его письменные опусы, выполненные в классе, следовало приобрести еще и диплом шифровальщика.

И вот наступает время нулевого среза, первого диктанта. Надо проверить, с чем дети пришли в 5-й класс.

…С ужасом беру в руки тетрадь Саши. Понимаю, что часа два я должна просидеть над текстом в 80 слов.

Каково же было мое удивление, нет, не удивление… ШОК, когда, продравшись сквозь корявые буквы, я не обнаружила НИ ОДНОЙ ошибки.

Ни орфографической, ни пунктуационной! Списывание было исключено. Он сидел отдельно от всех (по причине своей гиперактивности), да и списывать в этом классе было не у кого. Я поставила «отлично».

Несмотря на такой почерк. На следующий день шок был у Саши. Он привык к двойкам, тройки были редкими гостями в его дневнике. А уж про пятерки и говорить не приходилось НИКОГДА.

Еще через день пришла его мама вся в слезах. Она не могла поверить, что ее ребенок, которого только ленивый в школе не тыкал, получил отлично за диктант. Сидела и рыдала в классе целый урок…

И теперь пришла моя очередь глубоко задуматься…

Почему ребенок, имея так называемую врожденную грамотность, сидит в этом классе, готовится на городскую ПМПК, где ему непременно поставят диагноз «Задержка психического развития»? Ведь у него могла быть дислексия или дисграфия.

Это, конечно, само по себе не трагедия. Но для грамотного ребенка, как минимум, странно…

Почему так произошло?

Почему никто за четыре года начальной школы этим вопросом не задался и не помог ребенку?

И почему я, учитель русского языка и литературы с университетским образованием, даже не слышала     о существовании таких проблем и не знаю, что с этим делать?..

ПОЧЕМУ?

И я начала искать…

Я перерыла кучу литературы. Нашла все, что можно было найти по этой теме. Поняла, что надо идти опять учиться. Тех знаний, которые я получила на филологическом факультете, было недостаточно.

Точнее, их вообще не было. Этих знаний. Необходимых на данный момент. Нам, учителям РУССКОГО ЯЗЫКА, никто об этом не рассказывал!

Я поступила на дефектологический факультет Педагогического университета. Окончила с красным дипломом, получив специальность «Логопед».

Для меня, честно говоря, было открытием, что с такими проблемами, как у моего ученика, работает именно логопед. Мне казалось, что логопед только корректирует звукопроизношение. И дислексия и дисграфия с дизорфографией – это отдельное направление.

Нет… Постановка звуков занимает только 10 % от всей работы логопеда. Поэтому-то современные родители в поисках решения проблемы находят кого угодно, только не логопеда.

Да и логопедов, занимающихся коррекцией письменной речи, крайне мало. Так как эта работа кропотливая и небыстрая.

Что же Саша?

Собрав всю информацию по таким нарушениям, применив методики коррекции, которые я смогла найти в то время (этой сейчас я, спустя 15 лет после описанных событий, владею очень многими эффективными методиками коррекции чтения и письма, в том числе и авторскими), я начала с ним заниматься.

Поняв, что у ребенка диспраксическая дисграфия (ее еще называют моторной дисграфией или просто диспраксией), мы начали коррекционные занятия. Мама перевела его на домашнее обучение. Он ходил заниматься индивидуально, никто не отвлекал его от работы. Закончил он школу без троек.

Все время, вспоминая эту историю, я думаю, как же так получилось?

А если бы я не попалась у него на пути? Если бы я не задумалась о происходящем? Махнула бы на него рукой. Если бы родители вновь не поверили в своего сына?

Что было бы с ним?

Как сложилась бы его судьба?

И мне становится по-настоящему страшно.

Страшно за многих детей, которые не понимают, что с ними происходит.

Страшно за родителей этих детей, которые ищут, как слепые котята, выход из сложившейся ситуации, а на их пути не всегда попадаются грамотные и порядочные специалисты, способные оказать необходимую помощь.

Страшно за своих коллег-учителей, которые слыхом не слыхивали о таких проблемах, как дислексия и дисграфия, дизорфография, диспраксия и продолжают работать.

А между тем детей с такими нарушениями письменной речи больше 30 % среди всех российских школьников.

Это огромная цифра!

И с каждым годом она растет. По моему глубокому убеждению, этот вопрос надо уже решать на государственном уровне, а не оставлять родителей детей с дислексией один на один со своей проблемой.

И еще…

Спасибо тебе, Саша Власов. Благодаря тебе я расширила горизонты своего педагогического мастерства. Получила еще одну увлекательнейшую профессию, смогла помочь многим детям с трудностями в чтении и письме, убедив их, что трудности эти – временное явление.

…Очень много было в моей практике случаев, когда своевременное обнаружение проблемы, принятие ее помогают ребенку преодолеть все трудности. Большая ответственность ложится на родителей.

Надо, конечно, не убегать от проблемы, а искать выход, искать способ помочь СВОЕМУ ребенку. Я сейчас не буду говорить об эмоциональном состоянии детей, родители которых по той или иной причине не хотят слышать о том, что у их ребенка есть определенные трудности.

Таким родителям сложно признать этот факт. Они нанимают кучу репетиторов, усаживают ребенка за стол и заставляют «учиться» …

А это для них – непосильная ноша. А надо всего лишь узнать причину проблемы и начать ПРАВИЛЬНО работать, не теряя драгоценного времени.

Вспоминаю момент, когда мама первоклассника скрыла информацию, что ребенок «речевой», не хотела об этом говорить. Это все, конечно, потом выяснилось в процессе обучения.

Ребенок погряз в двойках. В плане логопедическом у него были все заключения с ДИС- (дислексия и дисграфия…).

Его постоянно наказывали дома, ругали. Заставляли переписывать тонны текстов, надеясь, что все наладится…

Из жизнерадостного первоклассника он превратился в угрюмого мальчишку, который ненавидел школу всеми фибрами души.

В итоге без должной коррекционной работы ребенок к среднему звену «скатился в задержку психического развития». Именно такое заключение написали специалисты, к которым мама все-таки обратилась, когда поняла, что ее сын не сдаст выпускные экзамены.

Но время было безвозвратно потеряно!

А если бы в начальной школе проводили нужную работу, корректировали письменную речь, то и психическое развитие тоже бы нормализовалось.

Мальчик так и недоучился в школе, забрал документы и после 8-го класса ушел в профессиональное училище. А ведь родителям стоило лишь прислушаться к советам педагогов, понять причину и начать работать…

Дорогие родители!

Если у ваших детей ДИСЛЕКСИЯ или дисграфия и вы подозреваете, что школьная неуспеваемость вашего ребенка обусловлена именно этим нарушением, не сидите сложа руки, не теряйте драгоценного времени.

Обязательно начинайте работать.

Моя онлайн-школа будет вам помощником на этом пути.

Вместе мы преодолеем все трудности!!!

 

Вы всегда можете решить данную проблему с дислексией и сделать счастливым вашего ребенка – в этом плане вам поможет моя бесплатная консультация!

Об авторе

 

Книга для ответственных родителей 

Как помочь вашему ребенку!
  • Если ваш ребёнок плохо читает или не читает совсем? 
  • У него плохой почерк? 
  • Он допускает множество ошибок в письменных работах, в том числе «глупых»?  
  • А самое главное - вы поймёте, что все это можно исправить. 
  • Совершенно бесплатно вы получите ответы на многие ваши вопросы! 

Мы не рассылаем спам. Ваши данные в безопасности!

УЗНАЙТЕ, ЧТО ДЕЛАТЬ!

ЭТО БЕСПЛАТНО
ПОЛУЧИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ!
* Все данные конфиденциальны!

ПРОЙТИ ТЕСТ
Terms and Conditions apply
close-link
Пройти тест!
Пролистать наверх