Исправляем плохой почерк - погружаемся в мир нейрокаллиграфии.
исправляем плохой почерк у ребенка

Исправляем плохой почерк или ножка балерины

Исправляем плохой почерк – погружаемся в мир нейрокаллиграфии.

 

Исправляем плохой почерк и сейчас я вам покажу, насколько разным может быть восприятие внешнего мира у людей. Внимательно прочитайте следующий абзац.

…КРЮЧОК, ШЛЯПА ГОЛОВУ НЕ ДАВИТ, УШКО, СУШКА, НОЖКА БАЛЕРИНЫ, ТОЧКА, ЛОЖКА ЕМ ОДИН, ТОЧКА, ЛОЖКА, ГОЛОВА, НОЖКА БАЛЕРИНЫ…

Как вы думаете, что это?.. Внимание! Мы с вами сейчас написали слово «Галя». Необычно и непривычно, не правда ли?

А как вы думаете, интересно будет ребёнку написать слово «Галя» именно таким необычным способом?

Более того, вы удивитесь, когда увидите, что он написал это слово красиво и аккуратно. Совсем не так, как вы привыкли видеть в его школьных тетрадях. Но… обо всём по порядку.

Плохой почерк у ребенка

К сожалению, в нашей стране обучение каллиграфии упрощалось много раз. Сначала изменился алфавит (результат реформы русского языка), потом изменились прописи, затем изменился внешний вид письменных букв (пропали декоративные элементы в их начертании), появились шариковые ручки.

Исправляем плохой почерк – ищем истоки проблемы.

В связи с последним фактом стало возможным писать, не отрывая ручку от тетрадного листа. От этого дети стали быстрее уставать при письме и терять концентрацию. В 90-х годах прошлого века из школы исчезли уроки чистописания. На освоение навыка письма современным школьникам даётся полгода. Всего полгода!

А ведь у ребёнка за это время могут не до конца сформироваться графо-моторные навыки и пространственная ориентация, которые входят в психологическую функциональную базу письма и которые в норме созревают к 8-9 годам.

А если ребёнок пошёл в школу в шестилетнем возрасте?.. Да разве успеет он за полгода всё освоить, если его мозг может просто не быть   к этому готовым. В недавнем прошлом, в советской школе, уроки чистописания проводились на протяжении всего обучения в начальных классах.

Пишем праильно

Многие сейчас вообще могут сказать, что писать от руки незачем, есть компьютер, можно всё напечатать. Некоторые страны, кстати, активно внедряют такой отказ от рукописного письма в пользу компьютерной клавиатуры.

Но ведь письмо – сложный вид мозговой деятельности. Есть много научных исследований на эту тему. Если ребёнок перестанет писать от руки, у него будут хуже развиваться зрительно-пространственные функции, память, внимание, восприятие.

Ведь не только письмо развивается на их основе, но и в процессе письма формируются оптико-моторные навыки, произвольность всех психических процессов, необходимых для интеллектуальной деятельности. При письме «от руки» задействованы те участки мозга, которые отвечают за сенсорные ощущения и формирование речи. Именно поэтому мы и исправляем плохой почерк чтобы нормализовать соотношение речи и восприятия ребенка.

Какие выводы можно сделать?

Проблема с почерком – довольно распространённое явление в начальной школе. Да и не только в начальной. И, конечно, никакие переписывания текста по двадцать раз не помогут. Когда же следует обратиться к специалисту и к какому?

Коррекцией почерка занимается логопед. Правда, не каждый логопед берётся за такую кропотливую работу.

Исправляем плохой почерк

Когда же следует к нему обращаться? Если ребёнок не может соблюдать границы строчки (начинает писать вроде бы на одной линии, а к концу строчки куда-то «уезжает»).

Если у ребёнка нет единообразия в написании букв: буквы маленькие (микрография) или большие (макрография); буквы отличаются по наклону. Если ребёнок плохо оформляет письменную работу: пропускает нужное количество строчек между заданиями в тетради, «не видит» красную строку, заползает на поля и пр. Всё это – сигнал о нарушении зрительно-моторных функций. 

Последствия и дальнейшие шаги.

Таким образом, двигательные затруднения на письме (а плохой почерк – это и есть двигательные затруднения) не позволяют автоматизировать навык этого самого письма у ребёнка. Вследствие этого самоконтроль снижается, процесс письма нарушается.

Дальше возникают уже проблемы более сложного порядка. Ребёнок начинает допускать ошибки в письменных работах (появляются разного рода дисграфии; дизорфография), снижается мотивация к обучению. И если мы во-время не исправляем плохой почерк ребенку, то тем самым косвенно способствуем снижению его мотивации развиваться.

Улучшаем почерк у ребенка

Сами посудите, если у ребёнка плохой почерк, графо-моторные навыки не автоматизированы, у него будет уходить очень много времени и энергии именно на «написание» букв, то откуда у него найдётся энергетический ресурс для освоения орфографии и грамматики?

Более того, сдача выпускного экзамена в школах (9-е, 11-е классы) также проводится в «рукописном варианте». Не говоря уже о выпускном сочинении в 11-м классе, когда любая небрежность в почерке может стоить оценки.

Что же тогда делать? Ответ очевиден: надо исправлять почерк.

Как? Каким образом?

Надо сказать, действенных методик по исправлению почерка (технологий преодоления моторного компонента письма) практически не существует или они малоизвестны.  В основе программы «Нейрокаллиграфия», по которой я работаю, лежит методика по формированию красивого почерка Т.А. Трубниковой «Коррекция почерка» (Санкт-Петербург). Более двадцати лет назад она была представлена педагогическому сообществу и стала очень популярной. Многие учителя-логопеды, дефектологи, учителя начальных классов используют различные модификации этой методики в своей работе.

К сожалению, в настоящее время методика Т.А. Трубниковой так и не была опубликована. В Интернете информации о ней крайне мало. В своё время мне повезло. Я была участницей специализированного семинара, где и узнала об этой методике. На тот момент я уже занималась коррекцией почерка. И каково же было моё удивление, когда я увидела, что многие практические приёмы в моей работе так или иначе перекликались с тем, что я услышала.

Ребенок пишет правильно

Я сложила все воедино, и, как говорится, «пазл сошёлся». Это именно то, что я искала. Я поняла, что двигалась в правильном направлении. Конечно, я обогатила эту методику своими удачными и действенными находками за многолетнюю практику, ввела подготовительный период, после которого исправление почерка проходит качественнее и быстрее. И теперь мы исправляем плохой почерк, применяя уже отработанные мною методики и опираясь на полученный опыт.

В чем же суть методики?

В её основе лежит процесс оречевления (вербализации) зрительного образа буквы (её элементов) с одновременными движениями пишущей руки. Предполагается, что ребёнок пишет букву и одновременно проговаривает ключевые «слова-образы» каждого элемента этой буквы. Таким образом мы постепенно исправляем плохой почерк путем вербализации.

Ребёнок как бы «продиктовывает» этот набор «образов-элементов» и выводит букву очень красиво (каллиграфически). Плохо и некрасиво написать у него просто не получится. «Образный шифр» буквенных элементов «не позволит» ему это сделать.

исправляем почерк

Например, при написании буквы «а» ребёнок вспоминает, из каких элементов состоит буква «а», затем ритмично проговаривает следующие слова: ушко, сушка, ножка балерины. Вот так мы и исправляем плохой почерк у ребенка.

Почему «Нейрокаллиграфия»? Дело в том, что в процессе коррекционной работы происходит активное взаимодействие левого и правого полушарий головного мозга, налаживается их согласованная работа. Задействованы все каналы восприятия: визуальный, слуховой, кинестетический. Включаются разные типы запоминания и мышления.

Как мы знаем, левое полушарие головного мозга отвечает за логику запоминаемого, а правое – за ритм и образы. То есть основа данного метода – нейропсихологическая. В процесс письма вовлечён весь мозг, что значительно повышает продуктивность деятельности и сокращает время коррекционной работы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Книга для ответственных родителей 

Как помочь вашему ребенку!
  • Если ваш ребёнок плохо читает или не читает совсем? 
  • У него плохой почерк? 
  • Он допускает множество ошибок в письменных работах, в том числе «глупых»?  
  • А самое главное - вы поймёте, что все это можно исправить. 
  • Совершенно бесплатно вы получите ответы на многие ваши вопросы! 

Мы не рассылаем спам. Ваши данные в безопасности!

УЗНАЙТЕ, ЧТО ДЕЛАТЬ!

ЭТО БЕСПЛАТНО
ПОЛУЧИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ!
* Все данные конфиденциальны!

ПРОЙТИ ТЕСТ
Terms and Conditions apply
close-link
Пройти тест!
Пролистать наверх