Нарушения письменной речи у детей: причины и коррекция.
Нарушения письменной речи и их влияние на развитие дошкольников

Нарушения письменной речи и их влияние на развитие дошкольников

Нарушения письменной речи и их влияние на развитие дошкольников.

Нарушения письменной речи играют важную роль в процессе формирования высших психических функций у детей, поскольку полноценная речевая деятельность считается необходимым условием гармоничного развития психики ребенка. Статистика показывает, что заикание является одним из самых распространенных, сложных и длительных речевых расстройств у детей.

По уровню речевого развития дети с заиканием представляют собой неоднородную группу: их заикание может сопровождаться недостаточным развитием лексико-грамматических навыков. Это затрудняет формирование коммуникативных компетенций, что в целом усугубляет речевые симптомы и вызывает приступы заикания. В ходе исследования были использованы модифицированные и адаптированные методы диагностики, которые позволили оценить уровень сформированности языковых навыков, коммуникативных умений и владения правильной речью без заикания.

Исследование показало, что речевая деятельность дошкольников с заиканием характеризуется признаками речевого недоразвития наряду с судорожными симптомами. Это проявляется в недостаточном развитии лексико-грамматических навыков и низком уровне связной речи. Такие особенности требуют организации целенаправленной логопедической работы, которая включает преодоление нарушений плавности речи, развитие коммуникативных навыков в различных ситуациях общения, обогащение содержания высказываний, развитие лексико-грамматических структур и связной речи.

Нарушения письменной речи

Нарушения письменной речи как фактор психического развития.

Полное и своевременное овладение речью — первое и важнейшее условие формирования психики ребенка и его дальнейшего правильного развития. Тяжелые речевые расстройства, включая нарушения письменной речи, могут влиять на психическое развитие ребенка, затрагивая высшие уровни познавательной деятельности.

Ограничение речевого общения сказывается на становлении личности ребенка, вызывает психические наслоения и специфические особенности эмоционально-волевой сферы, а также приводит к развитию нежелательных качеств характера: застенчивости, нерешительности, замкнутости и негативизма. Все это влияет на адаптацию к школе, успеваемость и выбор будущей профессии.

Общение, согласно взглядам отечественных ученых, является одним из главных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности и ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и самооценку через взаимодействие с другими людьми.

Коммуникация рассматривается как процесс особого типа — коммуникативная деятельность. В рамках этой деятельности коммуникативные навыки формируются последовательно у детей с естественно развивающейся речью, основываясь на их адаптации к потребностям общения. Однако у детей с речевыми расстройствами, включая нарушения письменной речи, такие навыки не развиваются спонтанно в необходимом объеме.

Особенности заикания у детей.

Заикание — это распространенное и длительное речевое расстройство у детей, характеризующееся комплексом симптомов и, в некоторых случаях, низкой эффективностью коррекции. Оно возникает в период наиболее активного формирования речи (в возрасте от 2 до 6 лет), ограничивая коммуникативные возможности детей.

Исследователи отмечают, что заикание представляет собой нарушение в системе коммуникации, что приводит к изменениям личности и трудностям социальной адаптации. Приступы заикания у детей часто возникают при использовании сложных лексико-грамматических конструкций в эмоционально значимых ситуациях общения. Недоразвитие языковых средств не только препятствует формированию коммуникативных навыков, но и усугубляет речевые симптомы в целом.

Связь нарушений письменной речи с речевым развитием.

Многие исследователи указывают на наличие фонетико-фонемных и лексико-грамматических нарушений у детей с заиканием, а также отклонений в формировании фразовой речи. Это усложняет симптоматику данного речевого расстройства.

В условиях гуманизации образования, модернизации школьных программ и методов обучения, а также в свете современных концепций дошкольного образования формирование навыков позитивного взаимодействия с окружающими приобретает большое значение. Это возможно только при условии полного овладения речью, включая устранение нарушений письменной речи. Особое внимание следует уделять подготовке компетентных педагогов, способных организовать образовательный процесс для детей с различными нарушениями развития, включая заикание.

Постановка проблемы.

Анализ научной литературы и практического опыта логопедической работы с дошкольниками, страдающими заиканием, выявил противоречия между возрастающей потребностью общества в полноценном речевом развитии и недостаточной направленностью коррекционных мер на устранение нарушений, вызванных неполным развитием языковых навыков.

Практическая значимость научно обоснованных технологий коррекции в педагогическом процессе, способствующих устранению заикания у дошкольников с речевым недоразвитием, отражает необходимость систематизации методов, средств, форм и приемов педагогической работы. Эти противоречия определили проблему исследования, которая заключается в изучении формирования языковых навыков у дошкольников с заиканием, определении взаимосвязи между уровнем языковых навыков и коммуникативными умениями, а также в теоретическом обосновании содержания логопедической работы для устранения заикания и нарушений письменной речи.

Дети играют друг с другом

Вопросы исследования.

Коммуникативные навыки, которыми должен обладать ребенок для полноценного развития личности, включают компетенции и базовые умения, необходимые для выбора и реализации деятельности, подходящей в конкретной ситуации общения. Эти навыки развиваются в речевой деятельности, однако у детей с речевыми расстройствами, такими как заикание и нарушения письменной речи, они не формируются спонтанно в достаточной степени.

Заикание характеризуется преимущественным нарушением коммуникативной функции речи. Устранение заикания в дошкольном возрасте важно для предотвращения возможных трудностей школьной адаптации, проблем с обучением и нарушений письменной речи.

В большинстве случаев заикание проявляется при сложных формах устного общения. В зависимости от содержания высказывания заикание может усиливаться, ослабевать или вовсе не проявляться. Наибольшее количество заиканий наблюдается в высказываниях, содержание которых связано с мыслительными операциями и личностной оценкой поведения ребенка. При этом отмечается провоцирующий эффект семантической, грамматической и эмоциональной сложности предполагаемого устного сообщения.

Нарушения письменной речи и их влияние на коммуникативные навыки.

Причины речевых затруднений.

Неспособность ребенка правильно и сразу выразить свои мысли словами рассматривается как одна из причин речевых запинок. Это может быть связано с недостаточным пониманием того, что ребенок хочет сказать (потеря логической последовательности изложения, появление речевой путаницы) или ограниченным словарным запасом (трудности с подбором нужного слова или выражения).

Связь приступов заикания с сложностью грамматической и синтаксической структуры фразы, эмоциональной насыщенностью текста и актуальностью словаря подчеркивается многими авторами. Речевые симптомы у дошкольников с заиканием разнообразны. У некоторых из них наблюдается недостаток лексико-грамматических особенностей общения, что усложняет формирование навыков речевого общения и снижает продуктивность логопедических занятий.

Зависимость нарушений письменной речи от языковых навыков.

Предполагается наличие причинно-следственной связи между уровнем сформированности языковых средств и коммуникативными навыками. Вероятно, процесс коррекционного обучения для устранения заикания у дошкольников с нарушениями всех сторон речевого развития требует целенаправленного изучения и развития языковых средств.

Эффективность коррекционного процесса может быть повышена при внедрении нового подхода к коррекции заикания у дошкольников с речевым недоразвитием, включая нарушения письменной речи. Определение содержания методики будет облегчено детальным изучением и установлением уровней развития языковых средств и коммуникативных навыков.

Цель исследования.

Экспериментальное исследование проводилось на базе логопедических групп детского сада компенсирующего вида. Целью исследования было проанализировать речевые возможности и коммуникативные навыки дошкольников с заиканием. Новизна работы представлена значительным объемом фактических данных, которые дополняют научное понимание речевых симптомов у дошкольников с заиканием и нарушений письменной речи.

Методы исследования.

В экспериментальном исследовании участвовало 60 старших дошкольников детского сада компенсирующего вида, у всех из них диагностировано заикание. Предметом исследования стали особенности речевых симптомов и коммуникативных навыков дошкольников с заиканием. Для проведения исследования использовались модифицированные и адаптированные методики, позволившие определить уровни сформированности языковых средств, коммуникативных навыков и владения плавной речью без заикания.

Нарушения письменной речи в результатах исследования.

Оценка речевых компонентов.

Каждый из исследуемых компонентов речевого развития (грамматическая структура, лексика и связная речь) оценивался по результатам экспериментальных заданий, выполненных детьми. Успешность каждого компонента определялась по общему количеству набранных детьми баллов, которые затем переводились в процентный эквивалент и соотносились с тремя уровнями сформированности: низкий (0–49%), средний (50–79%) и высокий (80–100%).

Выяснилось, что у дошкольников с заиканием уровень сформированности грамматической структуры, словарного запаса и навыков словообразования находится на среднем уровне. Наличие высокого уровня развития этих компонентов указывало лишь на относительное благополучие: нижний порог процентного содержания этого уровня (80–85%) и типичные речевые ошибки, выявленные в ходе обследования, свидетельствовали о скрытом недоразвитии речи у части детей.

Проблемы коммуникативных навыков и нарушения письменной речи.

Изучение уровня владения коммуникативными навыками выявило характерные недостатки. При выполнении диагностических заданий по изучению степени овладения речевым этикетом ответы детей отличались бедностью и однообразием речевых формул. Дети недостаточно знали и использовали формулы речевого этикета, уверенно применяя их только в бытовых ситуациях (приветствие, просьба, извинение).

Расширенные реплики использовались редко, чаще они были короткими и свернутыми, включая только речевую формулу. Кроме того, дети затруднялись заменять заданные клише речевого этикета на аналогичные, а в структуре предложений отсутствовали обращения, что сопровождалось синтаксическими и грамматическими ошибками, число которых увеличивалось при попытке использовать сложные конструкции.

При изучении способности самостоятельно запрашивать информацию выяснилось, что детям требовалась помощь взрослых, так как они затруднялись сформулировать вопрос самостоятельно. Вопросы, задаваемые детьми, часто не были логически связаны между собой, что затрудняло достижение цели опроса.

Анализ реплик показал низкую речевую активность, проявляющуюся в ограниченном количестве речевых реакций на стимулы экспериментатора, малом числе произнесенных реплик и отсутствии стимулирующих реплик. Достаточно высокая речевая активность наблюдалась лишь у 27% детей.

Результаты исследования.

После подсчета ранговой корреляции была подтверждена статистическая значимость связи между уровнем языкового развития и сформированностью коммуникативных навыков. Таким образом, низкая речевая активность дошкольников с заиканием, отсутствие инициативы и самостоятельности в общении, малый объем и однообразие самостоятельно составленных реплик, неспособность объединять их в диалогические единицы указывают на недостаточное развитие коммуникативных навыков у этой категории детей. При этом недостаточная сформированность языковых средств и проявления коммуникативных расстройств, включая нарушения письменной речи, осложняют качество коммуникативных навыков и препятствуют их развитию.

Исследование показало наличие заметных судорожных симптомов у всех детей. Качество речи детей и частота появления судорожных запинок зависели от степени речевой самостоятельности, готовности к речевому высказыванию, окружающей среды (ситуации общения) и структурной сложности речевого материала. Результаты эксперимента позволили сформулировать следующие выводы:

  • у детей с заиканием наблюдаются нарушения лексико-грамматических навыков, отражающиеся на уровне развития связной речи;
  • недостаточная сформированность языковых средств осложняет заикание и влияет на качество коммуникативных навыков;
  • наименее сформированными у дошкольников с заиканием являются навыки, связанные с запросом информации и составлением диалога;
  • низкий уровень языковых средств и коммуникативных навыков снижает речевую активность и провоцирует приступы заикания.

Таким образом, устная речь дошкольников с заиканием характеризуется признаками речевого недоразвития наряду с судорожными симптомами, что требует организации логопедической работы, направленной на преодоление нарушений плавности речи и развитие коммуникативных навыков.

Мама занимается с сыном

Нарушения письменной речи и пути их преодоления.

Выводы.

Заикание считается одним из самых распространенных речевых расстройств, характеризующихся комплексом симптомов и преимущественным нарушением коммуникативной функции речи. Недостаточное владение языковыми средствами и коммуникативными навыками либо осложняет полноценное общение детей, либо усугубляет речевые симптомы, включая нарушения письменной речи. Результаты исследования показали, что при недостаточном владении языковыми средствами необходимо изменить подход к организации и содержанию логопедической работы.

В качестве такого подхода предлагается использование тематического принципа организации информации в работе с детьми, страдающими заиканием. Логопедическая терапия должна проводиться в процессе изучения лексических тем с подобранным речевым материалом, определенными целями коррекции и методами их реализации.

Работа должна включать обогащение и активизацию словаря, развитие навыков словообразования и проводиться в форме занимательных игр. Это необходимо сочетать с созданием щадящего речевого режима и параллельным использованием заданий на развитие правильного речевого дыхания, фонационного выдоха, рациональной подачи голоса и просодической стороны речи.

Для эффективности логопедической работы по устранению заикания и нарушений письменной речи необходимо координировать усилия всех участников коррекционного процесса. Работа должна основываться на системном и дифференцированном подходах, принципах доступности, систематичности и последовательности. Такой подход способствует более эффективному преодолению недостатков устной речи и нарушений письменной речи, что значительно улучшит коммуникацию и развитие полноценного общения у дошкольников.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Fatal error: Uncaught WMAC\JSMin_UnterminatedStringException: WMAC\JSMin: Unterminated String at byte 52451: "===e.key&&e.preventDefault()})})(); in /home/donnik/domains/dislexia-online.ru/public_html/wp-content/plugins/clearfy/components/minify-and-combine/includes/classes/ext/php/jsmin.php:215 Stack trace: #0 /home/donnik/domains/dislexia-online.ru/public_html/wp-content/plugins/clearfy/components/minify-and-combine/includes/classes/ext/php/jsmin.php(157): WMAC\JSMin->action(1) #1 /home/donnik/domains/dislexia-online.ru/public_html/wp-content/plugins/clearfy/components/minify-and-combine/includes/classes/ext/php/jsmin.php(96): WMAC\JSMin->min() #2 /home/donnik/domains/dislexia-online.ru/public_html/wp-content/plugins/clearfy/components/minify-and-combine/includes/classes/class-scripts.php(615): WMAC\JSMin::minify('(n=>{n.fn.isInV...') #3 /home/donnik/domains/dislexia-online.ru/public_html/wp-content/plugins/clearfy/components/minify-and-combine/includes/classes/class-scripts.php(218): WMAC_PluginScripts->minifySingle('/home/donnik/do...') #4 /home/donnik/domains/dislexia-online.ru/public_html/wp-content/plugins/clearfy/components/minify-and-combine/includes/classes/class-main.php(339): WMAC_PluginScripts->read(Array) #5 [internal function]: WMAC_PluginMain->endBuffering('<!DOCTYPE html>...', 9) #6 /home/donnik/domains/dislexia-online.ru/public_html/wp-includes/functions.php(5471): ob_end_flush() #7 /home/donnik/domains/dislexia-online.ru/public_html/wp-includes/class-wp-hook.php(324): wp_ob_end_flush_all('') #8 /home/donnik/domains/dislexia-online.ru/public_html/wp-includes/class-wp-hook.php(348): WP_Hook->apply_filters('', Array) #9 /home/donnik/domains/dislexia-online.ru/public_html/wp-includes/plugin.php(517): WP_Hook->do_action(Array) #10 /home/donnik/domains/dislexia-online.ru/public_html/wp-includes/load.php(1304): do_action('shutdown') #11 [internal function]: shutdown_action_hook() #12 {main} thrown in /home/donnik/domains/dislexia-online.ru/public_html/wp-content/plugins/clearfy/components/minify-and-combine/includes/classes/ext/php/jsmin.php on line 215