Нарушения речевого развития: как распознать и помочь ребенку.
Нарушения речевого развития могут затруднять понимание и общение с окружающими, а также формирование правильных звуков речи у детей. В России это распространенная проблема, затрагивающая каждого восьмого ребенка дошкольного и школьного возраста.
Дети с такими нарушениями часто испытывают трудности при обучении чтению и письму, а также при социализации и установлении дружеских отношений. Однако своевременная помощь специалистов позволяет большинству детей значительно улучшить свои речевые навыки, особенно при раннем начале коррекционной работы.
Нарушения речевого развития: особенности слухового восприятия у детей.
Для детей с нарушениями речи может быть сложно формировать звуки или составлять предложения. Основные признаки включают:
- Трудности с произношением звуков п, б, м, х и в в возрасте 1-2 лет
- Проблемы со звуками к, г, ф, т, д и н в возрасте 2-3 лет
- Когда речь ребенка плохо понимают даже близкие люди
Причины большинства речевых нарушений остаются неизвестными.
Слуховое восприятие у детей и три основных типа речевых расстройств:
- Артикуляционные нарушения: Ребенку сложно произносить слова. Он может пропускать звуки или заменять их другими, например, говорить «лыба» вместо «рыба». Звуки п, б и м легче поддаются освоению, большинство детей осваивают их к 2 годам. Звуки р, л и шипящие требуют больше времени для правильного произношения.
- Нарушения плавности речи: У ребенка могут быть проблемы с потоком слов и предложений. Заикание – это нарушение плавности речи, при котором ребенок повторяет слова или их части, использует необычные паузы. Это часто встречается у детей около 3 лет, когда мысли опережают речевые возможности. Если это длится более 6 месяцев или ребенку больше 3,5 лет, необходима помощь специалиста.
- Голосовые нарушения: Если ребенок говорит слишком громко, тихо, с носовым оттенком или часто хрипит, у него может быть голосовое расстройство. Это может происходить из-за чрезмерно громкой речи или перенапряжения голосовых связок. Другой причиной могут быть небольшие образования на голосовых связках – узелки или полипы, возникающие из-за перенапряжения голоса.
Нарушения речевого развития: диагностика и коррекция.
Нарушения речевого развития проявляются, когда ребенок использует меньше слов и более простые предложения по сравнению со сверстниками. Для детей с такими нарушениями сложно подбирать нужные слова или говорить полными предложениями. Им может быть трудно понимать речь окружающих.
Нарушения речевого развития: ранние признаки и симптомы.
Обратите внимание на следующие проявления:
- Отсутствие лепета к 7 месяцам
- Использование лишь нескольких слов к 17 месяцам
- Неспособность соединять два слова к 2 годам
- Проблемы в игре и общении с другими детьми в возрасте 2-3 лет
Слуховое восприятие у детей и основные виды языковых нарушений.
Существует два основных типа языковых нарушений, которые могут присутствовать одновременно:
- Рецептивные нарушения: Ребенку трудно понимать речь. Он может испытывать сложности с:
- Выполнением инструкций
- Ответами на вопросы
- Указыванием на предметы по просьбе
- Экспрессивные нарушения: Ребенку сложно подбирать слова для самовыражения. Дети с таким нарушением могут испытывать трудности:
- При формулировании вопросов
- В составлении предложений
- При начале и поддержании разговора
Слуховое восприятие у детей и факторы риска речевых нарушений.
Причины языковых нарушений не всегда очевидны. Физические причины могут включать:
- Травмы головы
- Серьезные заболевания
- Частые отиты
- Наследственную предрасположенность
- Недоношенность
- Снижение слуха
- Расстройства аутистического спектра
- Синдром Дауна
- Недостаточное питание
Важно помнить, что нарушения речевого развития не связаны с интеллектуальными способностями ребенка. Часто дети с такими нарушениями демонстрируют высокий уровень интеллекта.
Диагностикой и коррекцией речевых нарушений в России занимаются логопеды и дефектологи. Специалист проводит комплексное обследование, включающее:
- Оценку понимания инструкций
- Проверку навыков называния предметов
- Наблюдение за игровой деятельностью
- Оценку обращения с книгами
В первую очередь проверяется слух ребенка. При отсутствии нарушений слуха проводится углубленная диагностика для определения типа нарушения и разработки индивидуального плана коррекции.
Рекомендации по развитию речи:
- Разговаривайте с ребенком с первых дней жизни
- Называйте предметы, указывая на них
- Задавайте вопросы, когда ребенок готов отвечать
- Поддерживайте диалог, отвечайте на реплики ребенка
- Читайте ребенку не менее 15 минут ежедневно
- Замените время перед экраном на живое общение
Не стоит надеяться, что нарушения речевого развития пройдут сами собой. Своевременная помощь специалистов помогает большинству детей преодолеть эти трудности. Чем раньше начата коррекционная работа, тем лучше результаты.