Содержимое
Распространенные причины заикания у детей.
В этой статье мы разберем основные причины заикания у детей. Ведь за последние два десятилетия был достигнут значительный прогресс в расширении нашего понимания поведенческих, периферических физиологических и центральных нейрофизиологических основ заикания в раннем детстве.
Ясно, что заикание — это расстройство нервного развития, характеризующееся нетипичным развитием сетей планирования и исполнения речевой моторики. Речемоторная система должна сложным образом взаимодействовать с нейронными системами, опосредующими языковые, другие когнитивные и эмоциональные процессы.
В течение периода времени, когда заикание обычно появляется и следует своему пути либо к выздоровлению, либо к стойкости, все эти нейроповеденческие системы претерпевают быстрые и драматические изменения в развитии.
Генетика/Эпигенетика.
Мы уже много лет знаем, что заикание встречается в некоторых семьях. Семьи имеют общие гены и среду обитания. Работа западных коллег показала, что гены, связанные с передачей заикания, могут быть идентифицированы в генеалогических древах с высокой плотностью заикающихся особей.
Однако в разных генеалогических древах гены, связанные с заиканием, различаются, так что единой или последовательной генетической основы для склонности к заиканию не существует. И причины заикания у детей могут быть различными невзирая на их генное сходство.
Также ясно, что гены не вызывают заикания. Людям с идентичными генами при рождении, то есть монозиготным близнецам, не суждено иметь общую черту заикания или не заикаться. Фактически, у монозиготных близнецов вероятность заикания составляет всего от 50% до 60%, что означает если один близнец заикается, вероятность того, что его/ее близнец также заикается, составляет от 50 до 60%.
Кроме того, близнецы могут оба начать заикаться, и один может выздороветь, а другой нет. Младенцы не рождаются запрограммированными на заикание; скорее, заикающееся поведение проявляется в процессе развития.
В последние годы ученые, занимающиеся развитием, уделяют все больше внимания пониманию эпигенетических процессов. Эпигенез относится к способу экспрессии генов, включая как время, так и интенсивность их экспрессии. Окончательный фенотип заикания/не заикания является продуктом генетических взаимодействий и окружающей среды. На эпигенез влияют факторы окружающей среды, и поэтому эпигенетические процессы обеспечивают связь между генами и окружающей средой.
Будущая работа по генетической/эпигенетической основе заикания будет сосредоточена не только на генах, которые участвуют в передаче между поколениями семьи, но и на том, как эпигенетические процессы, на которые влияют факторы окружающей среды, способствуют повышению вероятности возникновения стойкого заикания.
Нейронные и моторные корреляции.
За последние два десятилетия были проведены сотни исследований нейровизуализации заикающихся взрослых, а совсем недавно — несколько исследований заикающихся детей. В исследованиях изучались анатомические различия между заикающимися и нормально говорящими людьми, а также функциональные различия в мозговой активности во время выполнения различных задач и в состоянии покоя. Эта литература дала много противоречивых результатов как в анатомических, так и в функциональных деталях нервных основ заикания.
Однако общим для причины заикания у детей многих исследований является обнаружение нетипичных связей и функционирования между левыми нижними лобными областями, обычно специализированными для производства речи, и другими областями, участвующими в слуховой и лингвистической обработке.
Таким образом, эти исследования ясно показывают нам, что заикание не “живет” в изолированной области мозга. Нейронные сети, участвующие в заикании, широко распространены.
Это имеет смысл, потому что производство речи требует сложных коммуникаций между многими различными частями мозга. В принципе, мы знаем, что заикание — это нарушение выработки речи. Кардинальным симптомом заикания является неспособность речемоторной системы генерировать нервные команды мышцам, необходимые для произнесения плавной речи.
Поэтому ключ к пониманию того, как развивается заикание, вероятно, появится в результате будущей работы по определению того, как сложные нейронные сети, активные во время формулирования языка/производства речи, развивают нетипичные связи и паттерны активации, которые приводят к заиканию.
В результате недавней работы с детьми в возрасте от 3 до 5 лет в настоящее время имеются убедительные доказательства того, что атипичные паттерны нейронной связи и активности, характерные для заикания, уже присутствуют в начале заикания. Функциональные результаты этих нетипичных паттернов нейронного роста также наблюдаются в речевой моторике детей дошкольного возраста.
Дети, которые заикаются в возрасте 4-5 лет (многие из которых в конечном итоге выздоравливают), отличаются по своим речемоторным характеристикам, так что их модели координации речевой моторики и основные характеристики речевых движений незрелы по сравнению с их нормально беглыми сверстниками.
По сравнению с девочками, заикающиеся мальчики дошкольного возраста демонстрируют большее отставание по сравнению со своими сверстниками в развитии речевой моторики. Таким образом проявляются причины заикания у детей. Половые различия также были задокументированы в областях мозга, связанных с речью, у мальчиков и девочек, которые заикаются.
Эти новые результаты дают представление о хорошо известном феномене: девочки выздоравливают от заикания значительно быстрее, чем мальчики. В будущем такие результаты должны быть полезны при разработке более эффективных подходов к лечению мальчиков, чья уязвимость к постоянному заиканию выше.
Эмоция/Темперамент.
Хорошо известно, что у взрослых не существует характеристики “заикающейся личности”, но взрослые, которые заикаются, по понятным причинам имеют более высокий уровень беспокойства по поводу общения.
Исторически клиницисты и ученые предполагали, что в начале своего развития заикание у маленьких детей не было связано с тревогой или другими негативными эмоциями и что такие эмоциональные реакции возникали позже в детстве, в школьном возрасте и подростковом возрасте.
Недавняя работа, предполагает, что заикающиеся дети дошкольного возраста осознают свое заикающееся поведение и что они негативно реагируют на него.
Также было уделено значительное внимание вопросу о том, склонны ли заикающиеся дети к определенным характеристикам темперамента, включая более низкие, а в некоторых случаях и более высокие баллы по таким параметрам темперамента, как саморегуляция, сдерживающий контроль и эмоциональная реактивность.
Результаты поведенческих исследований темпераментных характеристик заикающихся детей неоднозначны, как и результаты нескольких исследований, в которых физиологические показатели вегетативного возбуждения использовались для изучения заикания в раннем детстве.
Таким образом, на данный момент потенциальные ранние эмоциональные факторы, связанные с заиканием, неизвестны. Результаты более ранних исследований и четкие клинические доказательства важности чувств и установок людей, которые заикаются, предполагают, что это область, заслуживающая детального изучения как с поведенческими, так и с физиологическими показателями.
Для того, чтобы выявить причины заикания у детей аши западные коллеги предложили интересную модель потенциальных взаимодействий между эмоциональными и лингвистическими факторами, лежащими в основе заикания, — модель двойного диатеза-стрессора. Это важный шаг в направлении оценки критических взаимодействий между сложными, развивающимися поведенческими системами, участвующими в детском заикании.