Речевые расстройства: причины, виды и коррекция
Речевые расстройства: ребенок тренирует голос с микрофоном на занятии.

Речевые расстройства: как помочь ребёнку вернуться к себе

Речевые расстройства: как заметить то, что чаще всего замалчивают.

Речевые расстройства — это не просто отсутствие звуков или невнятные слова. Это про отношения ребёнка с миром, в котором он не может выразить то, что чувствует. Про одиночество, когда он что-то говорит, а его не понимают. Или вовсе не слушают. Это не болезнь в привычном смысле. Это — точка напряжения между внутренним миром и внешним, где нет моста. Эту статью стоит прочитать тем, кто хочет построить этот мост, пока не стало слишком поздно.

Дети поют песню на занятии, тренируя голос и ритм речи.

Речевые расстройства: когда молчание — это крик.

В раннем возрасте речь — главный инструмент контакта. Когда ребёнок не говорит или делает это неуверенно, он словно живёт за стеклом. Вроде рядом, а как достучаться — непонятно. Речевые расстройства проявляются не только в «не выговаривает Р». Это может быть быстрый поток слов без смысла. Или, наоборот, напряжённая пауза перед каждым ответом. Или тишина, за которой — страх, что снова не поймут.

Заикание. Когда слова застревают на выдохе.

Обычно заикание начинается в возрасте 3–5 лет. Неожиданно. Вчера говорил уверенно, а сегодня не может произнести и двух слов подряд. Часто оно появляется после испуга, переезда, конфликта в семье. Родители теряются. Начинают требовать: «Скажи нормально». А ребёнок только больше сжимается. Его речь — это отражение внутреннего напряжения. И если не снять его, он замкнётся окончательно.

Нарушения звукопроизношения. Когда язык не слушается.

Иногда ребёнок не может сказать «р», «ш», «л». Не потому, что «ещё маленький», а потому что его артикуляционный аппарат не сформирован. Или слух не различает тонкие звуковые оттенки. Иногда — просто не хватает моторной координации. Это тоже речевые расстройства, и они не пройдут «сами». Без регулярной практики, массажа, упражнений — останутся и войдут в школьную речь.

Молчание. Когда ребёнок не говорит совсем.

Самое тревожное — полное отсутствие речи. Часто его объясняют: «ещё не время», «мальчики позже начинают». Но когда в два с половиной года — ни одного слова, это не «индивидуальные темпы». Это — сигнал. Возможно, у ребёнка сенсорная алалия, или расстройство аутистического спектра, или задержка речевого развития на фоне неврологических нарушений. И чем раньше это увидеть, тем больше шансов на восстановление.

Речевые расстройства: как распознать, что что-то не так.

Родители склонны надеяться: «перерастёт». Это человеческое желание — отложить тревогу. Но речевые расстройства редко проходят сами. Они углубляются. Превращаются из лёгкой шепелявости в трудности в школе, неуверенность, замкнутость. А потом — в проблемы с самооценкой. Важно уметь слышать не только то, что ребёнок говорит, но и то, что он не может сказать.

Признаки речевых расстройств до 3 лет.

  • В год ребёнок не лепечет или делает это однообразно.
  • В полтора не использует простые слова: «мама», «дай», «на».
  • В два не соединяет слова в фразы.
  • В два с половиной говорит, но очень неразборчиво.

Поведение, которое должно насторожить.

  • Часто замирает перед ответом, будто подбирает слова с трудом.
  • Заменяет звуки или целые слоги, говорит «кука» вместо «собака» и не замечает этого.
  • Быстро говорит, сбивается, перескакивает с мысли на мысль.
  • Смущается, когда его не понимают, и всё чаще отказывается говорить вслух.

Речевые расстройства: откуда берутся и что с ними делать.

Причины могут быть разными, но результат один: ребёнку тяжело.

  • Неврология. Часто речевые расстройства идут в связке с нарушением тонуса, гиперактивностью, СДВГ.
  • Слух. Даже лёгкая тугоухость искажается восприятие звуков, а значит — и воспроизведение.
  • Анатомия. Узкая уздечка языка, нарушенное строение нёба, слабый мышечный тонус лица.
  • Психика. Стресс, частые наказания, испуг могут «запретить» речи звучать.
  • Отсутствие речевой среды. Если с ребёнком не разговаривают, он не научится говорить.

Что делать, если вы заметили речевые расстройства.

  1. Не ждать. Само не пройдёт. Чем раньше начать, тем легче будет помочь.
  2. Обратиться к логопеду. Хороший специалист сразу поймёт, с чем вы столкнулись.
  3. Пройти обследование у невролога, оториноларинголога, иногда — у психолога.
  4. Начать занятия. С логопедом, с дефектологом, дома с родителями — главное, регулярно.
  5. Дать поддержку. Ребёнку нужно чувствовать, что его понимают, даже если он ещё не может говорить ясно.

Восстановление речи — это не только про буквы и звуки.

Это про возвращение доверия. К себе. К взрослым. К миру, который умеет слушать. Коррекция речевых расстройств — это всегда путь не только логопеда, но и родителя. Нужно быть рядом. Терпеливо. Без давления. С верой, что однажды эти усилия превратятся в живую, уверенную речь.

Домашняя поддержка — основа успеха.

  • Читайте вслух. Медленно, эмоционально, с паузами.
  • Играйте в речевые игры. Простые слова, повторения, подражания.
  • Делайте артикуляционную гимнастику. Зеркало, весёлые упражнения, смех.
  • Говорите с ребёнком. Всегда. Даже если он не отвечает. Он слышит и впитывает.

Чего не стоит делать.

  • Сравнивать: «А вот у Пети уже говорит».
  • Исправлять через раздражение: «Опять не так сказал!»
  • Игнорировать: «Он сам заговорит, все дети начинают».

Речевые расстройства: ребенок учится выговаривать звук «р» с логопедом.

Речевые расстройства: что будет, если не вмешаться.

В детском саду таких детей обходят стороной. В школе — над ними подшучивают. Они редко поднимают руку, даже если знают ответ. Не потому что глупые. А потому что боятся не справиться с речью. Потом — избегают публичных выступлений, труднее заводят друзей, не могут защитить себя словом. Всё это — цена невнимания к речевым расстройствам в детстве.

Но если вовремя вмешаться — многое можно вернуть. И речь. И уверенность. И ощущение, что мир тебя слышит.

Вместо вывода.

Речевые расстройства — это не про речь. Это про контакт. Про то, что между «внутри» и «снаружи» есть мост. И этот мост можно построить. Даже если сейчас кажется, что ребёнок молчит. На самом деле он ждёт, когда его услышат.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Fatal error: Uncaught WMAC\JSMin_UnterminatedStringException: WMAC\JSMin: Unterminated String at byte 52451: "===e.key&&e.preventDefault()})})(); in /home/donnik/domains/dislexia-online.ru/public_html/wp-content/plugins/clearfy/components/minify-and-combine/includes/classes/ext/php/jsmin.php:215 Stack trace: #0 /home/donnik/domains/dislexia-online.ru/public_html/wp-content/plugins/clearfy/components/minify-and-combine/includes/classes/ext/php/jsmin.php(157): WMAC\JSMin->action(1) #1 /home/donnik/domains/dislexia-online.ru/public_html/wp-content/plugins/clearfy/components/minify-and-combine/includes/classes/ext/php/jsmin.php(96): WMAC\JSMin->min() #2 /home/donnik/domains/dislexia-online.ru/public_html/wp-content/plugins/clearfy/components/minify-and-combine/includes/classes/class-scripts.php(615): WMAC\JSMin::minify('(n=>{n.fn.isInV...') #3 /home/donnik/domains/dislexia-online.ru/public_html/wp-content/plugins/clearfy/components/minify-and-combine/includes/classes/class-scripts.php(218): WMAC_PluginScripts->minifySingle('/home/donnik/do...') #4 /home/donnik/domains/dislexia-online.ru/public_html/wp-content/plugins/clearfy/components/minify-and-combine/includes/classes/class-main.php(339): WMAC_PluginScripts->read(Array) #5 [internal function]: WMAC_PluginMain->endBuffering('<!DOCTYPE html>...', 9) #6 /home/donnik/domains/dislexia-online.ru/public_html/wp-includes/functions.php(5471): ob_end_flush() #7 /home/donnik/domains/dislexia-online.ru/public_html/wp-includes/class-wp-hook.php(324): wp_ob_end_flush_all('') #8 /home/donnik/domains/dislexia-online.ru/public_html/wp-includes/class-wp-hook.php(348): WP_Hook->apply_filters('', Array) #9 /home/donnik/domains/dislexia-online.ru/public_html/wp-includes/plugin.php(517): WP_Hook->do_action(Array) #10 /home/donnik/domains/dislexia-online.ru/public_html/wp-includes/load.php(1304): do_action('shutdown') #11 [internal function]: shutdown_action_hook() #12 {main} thrown in /home/donnik/domains/dislexia-online.ru/public_html/wp-content/plugins/clearfy/components/minify-and-combine/includes/classes/ext/php/jsmin.php on line 215