Содержимое
- 1 Речевые патологии — разновидности, причины и симптомы.
- 1.1 Речевые патологии: основные типы.
- 1.1.1 Нарушения звукопроизношения.
- 1.1.2 Нарушения голоса.
- 1.1.3 Нарушения резонанса как речевые патологии.
- 1.1.4 Речевые патологии и их лечение: методы диагностики и терапии.
- 1.1.5 Диагностика речевых патологий.
- 1.1.6 Помощь вашему ребенку при речевых патологиях.
- 1.1.7 Распространенные речевые патологии в мире.
- 1.1.8 Речевые патологии, связанные с расстройством аутистического спектра.
- 1.1.9 Речевые патологии, связанные с расщелиной нёба.
- 1.1 Речевые патологии: основные типы.
Речевые патологии — разновидности, причины и симптомы.
Речевые патологии могут проявляться у людей любого возраста и создавать трудности в формировании звуков и слов. Многие дети испытывают временные задержки в развитии речи и языка, но со временем большинство из них догоняют сверстников.
Однако некоторые продолжают испытывать трудности с развитием коммуникативных навыков. Нарушения коммуникации включают речевые патологии и языковые нарушения.
Ребенок с речевыми патологиями может испытывать трудности с произношением звуков, голосом, резонансом или беглостью (плавностью) речи. Такие нарушения существенно влияют на качество жизни человека и требуют своевременного выявления и коррекции.
Речевые патологии: основные типы.
Речевые патологии включают несколько основных типов нарушений. К наиболее распространенным относятся нарушения звукопроизношения, заикание, нарушения голоса и резонанса. Рассмотрим каждый тип более подробно.
Нарушения звукопроизношения.
Ребенок с нарушением звукопроизношения не может правильно произносить все речевые звуки в словах. Это может затруднять понимание речи ребенка окружающими. Люди могут не понимать ребенка в повседневных ситуациях. Для большинства детей причина нарушения звукопроизношения неизвестна. Другие нарушения звукопроизношения могут быть связаны с такими факторами, как расщелина нёба, проблемы с зубами, потеря слуха или трудности с контролем движений рта.
Поводы для беспокойства:
- Ребенок не лепечет, используя согласные звуки (особенно б, д, м и н) к 8-9 месяцам
- Ребенок использует в основном гласные звуки или жесты для общения после 18 месяцев
- Речь ребенка непонятна для многих людей в возрасте 3 лет
- Речь ребенка трудно понять в возрасте 4 лет и старше
Речевые патологии такого типа требуют раннего вмешательства специалистов для коррекции произношения.
Нарушения голоса.
Голос образуется, когда воздух из легких поднимается и вибрирует через голосовые складки. Это называется фонацией. При нарушениях голоса он может быть резким, хриплым, скрипучим, прерывистым или демонстрировать внезапные изменения высоты тона. Нарушения голоса могут быть вызваны узелками голосовых связок, кистами, папилломами, параличом или слабостью голосовых складок.
Поводы для беспокойства:
- Голос хриплый, резкий или прерывистый
- Голос всегда слишком громкий или слишком тихий
- Высота тона не соответствует возрасту или полу ребенка
- Голос часто «ломается» или внезапно меняет высоту
- Частая потеря голоса
Нарушения резонанса как речевые патологии.
Резонанс — это общее качество голоса. Нарушение резонанса возникает, когда качество голоса изменяется при прохождении через различные по форме пространства горла, носа и рта.
Речевые патологии, связанные с резонансом, включают следующее:
- Гипоназальность (Деназальность): Это когда недостаточно звука проходит через нос, делая речь ребенка «заложенной». Это может быть вызвано закупоркой в носу или аллергией.
- Гиперназальность: Это происходит, когда подвижная мягкая часть нёба (велум) не полностью закрывает нос от задней части горла во время речи. Из-за этого слишком много звука выходит через нос. Это может быть связано с расщелиной нёба, подслизистой расщелиной, коротким нёбом, широким носоглоточным пространством, удалением слишком большого количества ткани во время аденоидэктомии или плохим движением мягкого нёба.
- Кулдесаковый резонанс: Это когда происходит блокировка звука в носу, рту или горле. В результате голос звучит приглушенно или тихо.
Поводы для беспокойства:
- Речь звучит гипоназально или гиперназально
- Во время речи слышно, как воздух выходит из носа
Нарушения беглости речи (заикание).
Беглость — это естественный «поток» или прогрессивное движение речи. Заикание является наиболее распространенным типом нарушения беглости. Речевые патологии, связанные с заиканием, проявляются, когда в этом ритме или потоке речи наблюдается аномальное количество повторений, колебаний, растяжений или блоков.
Также может наблюдаться напряжение в лице, шее, плечах или кулаках. Существует много теорий о том, почему дети заикаются. В настоящее время причина, скорее всего, связана с основными неврологическими различиями в обработке речи и языка. Внутренние реакции говорящего и внешние реакции других слушателей могут влиять на заикание, но они не являются его причиной.
Поводы для беспокойства:
- Родители обеспокоены заиканием
- У ребенка аномальное количество повторений, колебаний, растяжений или блоков в естественном потоке речи
- Ребенок демонстрирует напряжение во время речи
- Ребенок избегает говорить из-за страха заикания
- Ребенок считает себя человеком, который заикается
Речевые патологии и их лечение: методы диагностики и терапии.
Раннее вмешательство очень важно для детей с нарушениями коммуникации. Лечение лучше всего начинать в период раннего или дошкольного возраста. Эти годы являются критическим периодом нормального изучения языка. Ранние навыки, необходимые для нормального развития речи и языка, можно проверить даже у младенцев.
В этом возрасте логопед работает с родителями над стимулированием развития речи и языка в домашних условиях. Активное лечение в форме индивидуальной терапии обычно начинается в возрасте от 2 до 4 лет.
Если у вас есть опасения по поводу коммуникативных навыков вашего ребенка, обсудите их с врачом. Врач, скорее всего, направит ребенка к логопеду для оценки и лечения. Все дети с речевыми патологиями должны также пройти проверку слуха.
Диагностика речевых патологий.
Для диагностики речевых патологий доступно множество тестов, которые помогают определить характер и степень нарушения.
Денверская скрининговая диагностика артикуляции.
Денверское скрининговое обследование артикуляции (ДСОА) является широко используемой системой тестирования для диагностики нарушений артикуляции. Этот тест оценивает четкость произношения у детей в возрасте от 2 до 7 лет. Этот пятиминутный тест использует различные упражнения для оценки речи ребенка.
Помощь вашему ребенку при речевых патологиях.
Дети учатся речевым и языковым навыкам, слушая речь других и практикуясь в разговоре с другими. Родители являются самыми важными учителями для своего ребенка в раннем возрасте.
Они могут помочь ребенку, предоставляя множество возможностей слушать речь и говорить. Это можно сделать, часто указывая и называя важных людей, места и вещи. Они также могут читать и разговаривать с ребенком в течение дня, особенно во время ежедневных процедур, интерактивных игр и любимых занятий. Родители могут давать ребенку образцы слов и предложений для повторения.
Родители могут также создать возможности для ребенка отвечать на вопросы и разговаривать. Прослушивание музыки, пение песен и обмен детскими стихами также являются отличными способами развития речевых и языковых навыков, получая удовольствие с ребенком.
Распространенные речевые патологии в мире.
Заикание является одним из самых распространенных речевых патологий, которые люди могут сразу вспомнить. Оно характеризуется повторением слов, звуков или слогов, прерываниями речи, известными как блоки, и продлением звуков. Люди, которые заикаются, знают, что они хотят сказать, но испытывают трудности с произнесением речи.
Как один из наиболее распространенных типов речевых патологий, заикание затрагивает примерно 3 миллиона людей. Заикание часто становится очевидным, когда ребенок только учится говорить. Однако около 75 процентов детей, у которых развивается заикание, со временем перерастают его.
Скомканная речь.
Как и заикание, скомканная речь также является нарушением беглости. У человека, который испытывает скомканность, обычно речь быстрая или прерывистая и содержит большое количество прерываний, таких как «типа», «хм» и «эм».
Кроме того, часто наблюдается исключение или сокращение слогов и ненормальный ритм речи. Признаки скомканности обычно впервые проявляются в детстве и могут быть улучшены при раннем вмешательстве логопеда.
Речевые патологии, связанные с расстройством аутистического спектра.
Расстройство аутистического спектра само по себе не является речевой патологией. Однако многие дети с аутизмом испытывают трудности с социальной коммуникацией.
Кроме того, некоторые дети с аутизмом невербальны, что означает, что они не могут говорить или их речь крайне ограничена. Невербальные дети полагаются на дополнительную и альтернативную коммуникацию для общения.
Центры по контролю заболеваний оценивают, что примерно один из 36 детей является аутистом. Борьба с речью и коммуникацией часто является одним из первых признаков аутизма.
Одной из наиболее распространенных речевых патологий, связанных с аутистическим спектром, является детская апраксия речи. Апраксия возникает, когда у вашего ребенка есть трудности с мышечной координацией, необходимой для создания звуков и слогов.
Другие заметные речевые патологии, которые часто связаны с расстройством аутистического спектра, включают повторение и необычную интонацию.
Шепелявость.
Как и заикание, шепелявость очень распространена и легко распознается. Наиболее распространенным типом шепелявости является «интердентальная» шепелявость, когда говорящий создает звук «т» при попытке произнести звук «с».
Исследование показало, что примерно 23% молодых взрослых говорят с шепелявостью, и не было обнаружено значительных различий между мужчинами и женщинами.
Афазия.
Афазия — это расстройство, которое возникает при повреждении языковой способности мозга. Оно обычно появляется у людей, перенесших инсульт. Однако оно также может возникнуть после травматического повреждения мозга, дегенеративного заболевания мозга или опухоли мозга.
Это расстройство влияет не только на речь, но и на способность понимать как вербальный, так и письменный язык. Афазия представляет собой серьезную речевую патологию, требующую комплексной терапии.
Дизартрия.
Дизартрия проявляется как замедленная, невнятная речь, ненормальный ритм при говорении, ограниченное движение челюсти и языка, утомляемая речь и трудности с артикуляцией.
Это результат повреждения мышц или нервов, используемых для говорения, включая губы, язык, голосовые связки и диафрагму. Дизартрия может затрагивать людей всех возрастов.
У молодых людей она часто связана с такими состояниями, как церебральный паралич и мышечная дистрофия. У взрослых она часто появляется после инсульта или опухоли мозга. Дизартрия относится к речевым патологиям, возникающим вследствие неврологических причин.
Речевые патологии: мутизм и апраксия речи.
Селективный мутизм — это состояние, когда кто-то способен говорить, но говорит только в определенных ситуациях. Примером является ребенок, который говорит только дома, но не в школе. Это распространено у детей с социальной тревожностью или очень застенчивых детей. Но стоит отметить, что это не просто застенчивость — здесь есть что-то большее. Селективный мутизм встречается примерно у 0,5% детей.
Апраксия речи — это состояние, при котором существует разрыв в нейронном пути между мозгом и мышцами, ответственными за речь. Хотя люди с апраксией речи знают, что они хотят сказать, мозг не может послать сообщения в рот, необходимые для того, чтобы они действительно говорили. Данных об апраксии речи очень мало, однако она затрагивает около 1% детей.
Спазматическая дисфония.
Спазматическая дисфония характеризуется спазмами голосовых связок, когда человек пытается говорить. Результатом является дрожащее, стонущее или нервное качество голоса. Она обычно появляется у взрослых в возрасте от 30 до 50 лет и связана с изменениями, связанными со старением, включая расстройства мышечного тонуса.
Речевые патологии, связанные с расщелиной нёба.
Расщелина губы и расщелина нёба — это состояния, которые влияют на губу и мягкое нёбо в задней части горла. При расщелине нёба ваш рот не закрыт от носа при разговоре, и это может привести к тому, что воздух выходит из носа. Результатом часто является речь, которая звучит назально.
В заключение, речевые патологии представляют собой широкий спектр нарушений, которые могут затрагивать различные аспекты речевой функции. Раннее выявление и вмешательство являются ключевыми для успешного лечения. Если вы или ваш ребенок испытываете трудности с речью, важно проконсультироваться со специалистом для получения надлежащей диагностики и плана лечения.