«Почерк Леонардо» и «пляшущие человечки» Конан Дойла
Почерк Леонардо

«Почерк Леонардо» и «пляшущие человечки» Конан Дойла

«Почерк Леонардо» и «пляшущие человечки» Конан Дойла

Можно подобрать ещё добрый десяток вариантов названий для почерка учащихся современной средней школы.  Но если «Почерк Леонардо» — реально существующий термин (это так называемое зеркальное письмо), то вот пляшущие человечки вообще у каждого в тетради свои.

И чтобы учителю разобраться в таком почерке, следует иметь несколько десятков «ключей» к расшифровке письменных работ своих учеников. Да и родителям не помешало бы овладеть искусством шифровки (в данном случае — дешифровки) письменного текста своего ребёнка.

Вот так выглядит почерк Леонардо

Вот еще пример, который можно назвать  «Почерк Леонардо».

И еще вариант почерка Леонардо

 

А вот так могут выглядеть «Пляшущие человечки»

Пляшущие человечки

«Почерк Леонардо»

Почему же так происходит? Почему учеников с плохим и неразборчивым почерком становится все больше и больше?

Ответов на этот вопрос может быть множество. Это и отсутствие в современной школе уроков каллиграфии и чистописания. Что, кстати, является справедливым.

Это и неразвитые крупная и мелкая моторика и сенсорный «голод» современного ребёнка. Все это правильно. Но вот как-то о почерке в нашей школе не особо принято волноваться.

Вроде бы видят, что у ребёнка проблемы и у него начинает развиваться почерк Леонардо, но сделать толком ничего не могут. Учителей, администрацию можно понять, они ограничены рамками школьной программы, где отработке красивого написания букв вообще нет места. Да и родители тоже мало что успевают сделать дома с почерком ребёнка.

А ведь почерк — это, как говорят учёные-физиологи, письмо мозга. ПИСЬМО МОЗГА!

Ни больше ни меньше. Не зря в советской школе уделяли очень много внимания именно красивому каллиграфическому письму. Надо сразу оговориться, что, рассуждая про «каллиграфию» сегодня, мы больше имеем в виду не эстетическое виньеточное начертание букв, а разборчивый и аккуратный почерк, что в наше время тоже большая редкость.

Итак, с чего же следует начать формирование навыка графомоторной деятельности, которая в свою очередь обеспечит правильность и скорость письма, его соответствие эстетическим требованиям?

Обучение навыкам письма (каллиграфии) следует начать учителю или родителю (если приходится решать проблему самостоятельно) с постановки ряда учебных или коррекционных (если уже требуется коррекция плохого почерка) задач.

Пляшущие человечки - почерк

Учебные задачи:

—  познакомить ребёнка с графическими и гигиеническими правилами письма и обеспечить их применение;

—  обучить приёмам письма и развить координацию движений руки;

—  обеспечить образование чётких зрительных и двигательных образов букв и их соединений (ведь графомоторный навык — это определённые привычные положения пишущей руки, позволяющие изображать графемы /буквы/ и их соединения).

Правильно сформированный графомоторный навык позволяет писать буквы чётко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графомоторный навык создаст определённые трудности при письме: почерк будет небрежный, неразборчивый, ребёнок будет медленно писать.

Если почерк ребёнка уже небрежный, проблемный, (так называемый, почерк Леонардо), то ставиться должны уже несколько иные задачи, коррекционно-развивающие, которые будут вытекать из анализа типологических ошибок и понимания предпосылок возникающих у ребёнка трудностей овладения навыками письма.

 

Коррекционно-развивающие задачи:

—  развитие у ребёнка зрительно-пространственного восприятия;

— формирование и развитие оптического, кинетического и кинестетического самоконтроля;

—  содействие снижению общего психического напряжения, сопровождающего процесс письма;

—  развитие зрительной и моторной памяти.

Как видим, поле деятельности очень широкое. И учитель (или родитель), чтобы решить эти задачи, должен отводить на каллиграфические упражнения целый урок, не нагружая попутно его заданиями грамматического характера, например. Конечно, ни в какой школьной программе это не предусмотрено.

Графомоторная деятельность, как и любая другая учебная деятельность, имеет свою функциональную систему и состоит из так называемых трёх блоков — мотивационного, операционного и контрольного. То есть чтобы ребёнок научился разборчиво и красиво писать, и исправить почерк Леонардо, у него должны «созреть» все компоненты этой функциональной системы.

Мотивационный блок
Составляющие элементы:Действия, которым нужно научить ребёнка:
1. Восприятие объекта действий. Выполнение гигиенических и методических требований.Удерживать внимание на учителе (родителе) и демонстрационном образце  (в течение определённого  времени).
2. Осознание практического и учебного смысла учебного задания, которое следует выполнить.

 

 

 

 

3. Ориентирование на создание программы действий, необходимой для точного выполнения задания

Слушать задание.

Понимать практический и учебный смысл (как руководство к действию, как цель, которую надо достичь, как объект будущего контроля).

Формулировать цель «для себя»: «…Я должен написать точно такую же букву, как в образце».

 

Понимать, что для решения любой задачи надо составить план действий.

 

 

Операционный блок
Составляющие элементы:Действия, которым нужно научить ребёнка:
1. Целостное обобщённое восприятие объекта.

 

2. Определение содержания действий, необходимых для достижения целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Составление плана действий.

Описывать словами общий внешний вид объекта.

 

Анализировать объект написания:

— делить на элементы;

— определять и соблюдать при письме соотношение и размер элементов;

— воспроизводить конфигурацию каждого элемента (с какой строки начинается линия, куда и каким образом идёт, где заканчивается и т.д.);

— определять место отрыва ручки от бумаги.

Словесно описывать последовательность выполнения элементов букв.

Контрольный блок
Составляющие элементы:Действия, которым нужно научить ребёнка:
1. Выполнение действий контроля.Понимать, что именно подлежит проверке (определять объект контроля).

Концентрировать внимание на работе конкретного анализатора, который играет ведущую роль при проверке выполнения конкретного задания (зрительного, слухового, речедвигательного и т.д.).

Сравнивать написанный объект с образцом и характеризовать допущенные ошибки.

Оценивать полученный результат.

 

У современных первоклассников зачастую не все эти элементы «чётко выстроены в голове». Поэтому необходима каждодневная кропотливая работа по становлению графомоторного навыка чтобы исправить почерк Леонардо. А если ребёнок уже не первоклассник, а хороший почерк у него так и не сформировался, то тем более на коррекционных занятиях (которые имеют несколько иные задачи, см. выше) следует все это поэтапно развивать.

Хотелось бы ещё несколько слов сказать о подготовительном периоде работы, который многие недооценивают.

Процесс письма, как правило, сопровождается чрезмерным мышечным напряжением, поскольку для ребёнка это весьма сложная и тонкая работа, при которой ему приходится действовать мелкой мускулатурой пальцев, выводить ровные прямые или плавно закруглённые линии, соблюдать их одинаковую высоту, соотнесённую со строкой, сплетать линии в единое целое (слова), внимательно контролировать свои действия.

Из-за того, что буквы являются объектом пристального рассматривания, ребёнок инстинктивно старается приблизить глаза к тетради, его голова склоняется, мышцы спины напрягаются, удерживая позвоночник в согнутом положении. В такой позе внутренние органы стеснены и не могут нормально функционировать, лёгкие лишены возможности расправиться при вдохе.

Дети зачастую задерживают дыхание, следовательно, в организм и к мозгу поступает мало кислорода. Пальцы ребёнка сжимают ручку, причём некоторые делают это так сильно, что у них белеют кончики пальцев.

Графический тест Керна-Йерасика

Исследования профессора В. Ф. Базарного показали, что после 3-4 минут работы напряжённой рукой и в согнутом положении у ребёнка нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы, что, естественно, негативно сказывается на его здоровье. (Он, кстати, предложил поставить в школьные классы вместо традиционных парт конторки / «конторки Базарного»/, за которыми дети пишут стоя. Результат превзошёл все ожидания. Дети стали меньше болеть, их позвоночник и зрение не портились, успеваемость повысилась.)

Учитель, конечно, понимая вредность согнутой позы, стремится это исправить, но никакие напоминания о необходимости поднять голову и держать спину ровной не приносят результатов, потому что эта поза психологически обусловлена: все, что нужно внимательно рассмотреть, должно быть приближено к глазам.

Это будет продолжаться до тех пор, пока работа не станет привычной. Но, к сожалению, к этому времени у многих детей уже складывается привычка сидеть в согнутом положении, исправить которую крайне трудно. И поэтому почерк Леонардо становится наиболее проблемной зоной в развитии калиграфии ребенка.

Поэтому с самого начала обучения следует постараться снять чрезмерное мышечное напряжение руки и туловища специальными упражнениями, хорошо подготовив их к новому виду деятельности. Для этого и предназначен подготовительный этап. Более того, подготовительный этап должен длиться по сути всю первую четверть.

Кстати, понять, а все ли в порядке у вашего ребёнка с будущими графомоторными навыками, вы можете дома самостоятельно. Существует графический тест Керна-Йирасека на готовность к обучению в школе, который направлен на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки.

Как мы знаем, эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Тест можно проводить с ребёнком 6-7 лет. Он не требует продолжительного времени. В нём всего три задания: рисование мужской фигуры по представлению, подражание письменным буквам, срисовывание группы точек.

Бланк к методике Керна-Йерасика

В течение этого периода должны также решаться определённые задачи:

— формировать зрительное внимание и произвольность зрительного восприятия;

— развивать ощущение движений руки и органов артикуляционного аппарата (очень важен правильный артикуляционный уклад каждого звука у ребёнка, графема идёт от артикулемы);

— учить ребёнка внимательно рассматривать объекты, не приближая к ним глаза; управлять мышечным напряжением и движениями кисти руки и пальцев;

—  познакомить ребёнка с правилами письма элементов букв (ровная вертикальная линия, плавное закругление элементов, соблюдение размера и наклона, ритмичность письма под счёт, письмо с нажимом и пр.).

Основное содержание подготовительного периода, чтобы исправить почерк Леонардо, составляют упражнения, направленные на развитие двигательного и зрительного анализаторов и осмысление графомоторных действий:

—  прописывание фигур в воздухе;

— усвоение различных способов работы рукой (от крупных движений всей руки до мелких движений пальцами);

— штриховка, рисование вертикальных, горизонтальных, наклонных, кривых линий; «отгадывание» букв по их зашумлённым контурам;

—  рисование по клеточкам геометрических фигур;

—  написание элементов букв;

— поиск отличий в двух похожих картинках, фигур в переплетённых линиях и т. д.;

— рассматривание каких-либо предметов, иллюстраций, художественных картин и пр.;

—  словесное описание внешнего вида элементов букв, способов письма.

Как видим, работа по формированию графомоторного навыка (красивого и разборчивого почерка) не такая простая, как кажется на первый взгляд и если во-время начать работу с ребенком, то можно исправить у него почерк Леонардо.

Желательно, чтобы родители ещё до поступления ребёнка в школу не только учили его читать, как сейчас принято, но и обращали внимание на предпосылки формирования хорошего почерка. Это потом облегчит ему жизнь в школе.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх