«Почерк Леонардо» и «пляшущие человечки» Конан Дойла
Можно подобрать ещё добрый десяток вариантов названий для почерка учащихся современной средней школы. Но если «Почерк Леонардо» — реально существующий термин (это так называемое зеркальное письмо), то вот пляшущие человечки вообще у каждого в тетради свои.
И чтобы учителю разобраться в таком почерке, следует иметь несколько десятков «ключей» к расшифровке письменных работ своих учеников. Да и родителям не помешало бы овладеть искусством шифровки (в данном случае — дешифровки) письменного текста своего ребёнка.
Вот еще пример, который можно назвать «Почерк Леонардо».
А вот так могут выглядеть «Пляшущие человечки»
«Почерк Леонардо»
Почему же так происходит? Почему учеников с плохим и неразборчивым почерком становится все больше и больше?
Ответов на этот вопрос может быть множество. Это и отсутствие в современной школе уроков каллиграфии и чистописания. Что, кстати, является справедливым.
Это и неразвитые крупная и мелкая моторика и сенсорный «голод» современного ребёнка. Все это правильно. Но вот как-то о почерке в нашей школе не особо принято волноваться.
Вроде бы видят, что у ребёнка проблемы и у него начинает развиваться почерк Леонардо, но сделать толком ничего не могут. Учителей, администрацию можно понять, они ограничены рамками школьной программы, где отработке красивого написания букв вообще нет места. Да и родители тоже мало что успевают сделать дома с почерком ребёнка.
А ведь почерк — это, как говорят учёные-физиологи, письмо мозга. ПИСЬМО МОЗГА!
Ни больше ни меньше. Не зря в советской школе уделяли очень много внимания именно красивому каллиграфическому письму. Надо сразу оговориться, что, рассуждая про «каллиграфию» сегодня, мы больше имеем в виду не эстетическое виньеточное начертание букв, а разборчивый и аккуратный почерк, что в наше время тоже большая редкость.
Итак, с чего же следует начать формирование навыка графомоторной деятельности, которая в свою очередь обеспечит правильность и скорость письма, его соответствие эстетическим требованиям?
Обучение навыкам письма (каллиграфии) следует начать учителю или родителю (если приходится решать проблему самостоятельно) с постановки ряда учебных или коррекционных (если уже требуется коррекция плохого почерка) задач.
Учебные задачи:
— познакомить ребёнка с графическими и гигиеническими правилами письма и обеспечить их применение;
— обучить приёмам письма и развить координацию движений руки;
— обеспечить образование чётких зрительных и двигательных образов букв и их соединений (ведь графомоторный навык — это определённые привычные положения пишущей руки, позволяющие изображать графемы /буквы/ и их соединения).
Правильно сформированный графомоторный навык позволяет писать буквы чётко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графомоторный навык создаст определённые трудности при письме: почерк будет небрежный, неразборчивый, ребёнок будет медленно писать.
Если почерк ребёнка уже небрежный, проблемный, (так называемый, почерк Леонардо), то ставиться должны уже несколько иные задачи, коррекционно-развивающие, которые будут вытекать из анализа типологических ошибок и понимания предпосылок возникающих у ребёнка трудностей овладения навыками письма.
Коррекционно-развивающие задачи:
— развитие у ребёнка зрительно-пространственного восприятия;
— формирование и развитие оптического, кинетического и кинестетического самоконтроля;
— содействие снижению общего психического напряжения, сопровождающего процесс письма;
— развитие зрительной и моторной памяти.
Как видим, поле деятельности очень широкое. И учитель (или родитель), чтобы решить эти задачи, должен отводить на каллиграфические упражнения целый урок, не нагружая попутно его заданиями грамматического характера, например. Конечно, ни в какой школьной программе это не предусмотрено.
Графомоторная деятельность, как и любая другая учебная деятельность, имеет свою функциональную систему и состоит из так называемых трёх блоков — мотивационного, операционного и контрольного. То есть чтобы ребёнок научился разборчиво и красиво писать, и исправить почерк Леонардо, у него должны «созреть» все компоненты этой функциональной системы.
Мотивационный блок | |
Составляющие элементы: | Действия, которым нужно научить ребёнка: |
1. Восприятие объекта действий. Выполнение гигиенических и методических требований. | Удерживать внимание на учителе (родителе) и демонстрационном образце (в течение определённого времени). |
2. Осознание практического и учебного смысла учебного задания, которое следует выполнить.
3. Ориентирование на создание программы действий, необходимой для точного выполнения задания | Слушать задание. Понимать практический и учебный смысл (как руководство к действию, как цель, которую надо достичь, как объект будущего контроля). Формулировать цель «для себя»: «…Я должен написать точно такую же букву, как в образце».
Понимать, что для решения любой задачи надо составить план действий.
|
Операционный блок | |
Составляющие элементы: | Действия, которым нужно научить ребёнка: |
1. Целостное обобщённое восприятие объекта.
2. Определение содержания действий, необходимых для достижения целей.
3. Составление плана действий. | Описывать словами общий внешний вид объекта.
Анализировать объект написания: — делить на элементы; — определять и соблюдать при письме соотношение и размер элементов; — воспроизводить конфигурацию каждого элемента (с какой строки начинается линия, куда и каким образом идёт, где заканчивается и т.д.); — определять место отрыва ручки от бумаги. Словесно описывать последовательность выполнения элементов букв. |
Контрольный блок | |
Составляющие элементы: | Действия, которым нужно научить ребёнка: |
1. Выполнение действий контроля. | Понимать, что именно подлежит проверке (определять объект контроля). Концентрировать внимание на работе конкретного анализатора, который играет ведущую роль при проверке выполнения конкретного задания (зрительного, слухового, речедвигательного и т.д.). Сравнивать написанный объект с образцом и характеризовать допущенные ошибки. Оценивать полученный результат.
|
У современных первоклассников зачастую не все эти элементы «чётко выстроены в голове». Поэтому необходима каждодневная кропотливая работа по становлению графомоторного навыка чтобы исправить почерк Леонардо. А если ребёнок уже не первоклассник, а хороший почерк у него так и не сформировался, то тем более на коррекционных занятиях (которые имеют несколько иные задачи, см. выше) следует все это поэтапно развивать.
Хотелось бы ещё несколько слов сказать о подготовительном периоде работы, который многие недооценивают.
Процесс письма, как правило, сопровождается чрезмерным мышечным напряжением, поскольку для ребёнка это весьма сложная и тонкая работа, при которой ему приходится действовать мелкой мускулатурой пальцев, выводить ровные прямые или плавно закруглённые линии, соблюдать их одинаковую высоту, соотнесённую со строкой, сплетать линии в единое целое (слова), внимательно контролировать свои действия.
Из-за того, что буквы являются объектом пристального рассматривания, ребёнок инстинктивно старается приблизить глаза к тетради, его голова склоняется, мышцы спины напрягаются, удерживая позвоночник в согнутом положении. В такой позе внутренние органы стеснены и не могут нормально функционировать, лёгкие лишены возможности расправиться при вдохе.
Дети зачастую задерживают дыхание, следовательно, в организм и к мозгу поступает мало кислорода. Пальцы ребёнка сжимают ручку, причём некоторые делают это так сильно, что у них белеют кончики пальцев.
Исследования профессора В. Ф. Базарного показали, что после 3-4 минут работы напряжённой рукой и в согнутом положении у ребёнка нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы, что, естественно, негативно сказывается на его здоровье. (Он, кстати, предложил поставить в школьные классы вместо традиционных парт конторки / «конторки Базарного»/, за которыми дети пишут стоя. Результат превзошёл все ожидания. Дети стали меньше болеть, их позвоночник и зрение не портились, успеваемость повысилась.)
Учитель, конечно, понимая вредность согнутой позы, стремится это исправить, но никакие напоминания о необходимости поднять голову и держать спину ровной не приносят результатов, потому что эта поза психологически обусловлена: все, что нужно внимательно рассмотреть, должно быть приближено к глазам.
Это будет продолжаться до тех пор, пока работа не станет привычной. Но, к сожалению, к этому времени у многих детей уже складывается привычка сидеть в согнутом положении, исправить которую крайне трудно. И поэтому почерк Леонардо становится наиболее проблемной зоной в развитии калиграфии ребенка.
Поэтому с самого начала обучения следует постараться снять чрезмерное мышечное напряжение руки и туловища специальными упражнениями, хорошо подготовив их к новому виду деятельности. Для этого и предназначен подготовительный этап. Более того, подготовительный этап должен длиться по сути всю первую четверть.
Кстати, понять, а все ли в порядке у вашего ребёнка с будущими графомоторными навыками, вы можете дома самостоятельно. Существует графический тест Керна-Йирасека на готовность к обучению в школе, который направлен на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки.
Как мы знаем, эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Тест можно проводить с ребёнком 6-7 лет. Он не требует продолжительного времени. В нём всего три задания: рисование мужской фигуры по представлению, подражание письменным буквам, срисовывание группы точек.
В течение этого периода должны также решаться определённые задачи:
— формировать зрительное внимание и произвольность зрительного восприятия;
— развивать ощущение движений руки и органов артикуляционного аппарата (очень важен правильный артикуляционный уклад каждого звука у ребёнка, графема идёт от артикулемы);
— учить ребёнка внимательно рассматривать объекты, не приближая к ним глаза; управлять мышечным напряжением и движениями кисти руки и пальцев;
— познакомить ребёнка с правилами письма элементов букв (ровная вертикальная линия, плавное закругление элементов, соблюдение размера и наклона, ритмичность письма под счёт, письмо с нажимом и пр.).
Основное содержание подготовительного периода, чтобы исправить почерк Леонардо, составляют упражнения, направленные на развитие двигательного и зрительного анализаторов и осмысление графомоторных действий:
— прописывание фигур в воздухе;
— усвоение различных способов работы рукой (от крупных движений всей руки до мелких движений пальцами);
— штриховка, рисование вертикальных, горизонтальных, наклонных, кривых линий; «отгадывание» букв по их зашумлённым контурам;
— рисование по клеточкам геометрических фигур;
— написание элементов букв;
— поиск отличий в двух похожих картинках, фигур в переплетённых линиях и т. д.;
— рассматривание каких-либо предметов, иллюстраций, художественных картин и пр.;
— словесное описание внешнего вида элементов букв, способов письма.
Как видим, работа по формированию графомоторного навыка (красивого и разборчивого почерка) не такая простая, как кажется на первый взгляд и если во-время начать работу с ребенком, то можно исправить у него почерк Леонардо.
Желательно, чтобы родители ещё до поступления ребёнка в школу не только учили его читать, как сейчас принято, но и обращали внимание на предпосылки формирования хорошего почерка. Это потом облегчит ему жизнь в школе.