Методы коррекции речи или можно ли помочь детям с дислексией?
Какие методы коррекции речи необходимы при дислексии? Ведь дислексия очень серьезно осложняет школьникам жизнь, «мешает» читать и писать. Так возможна ли вообще «речевая терапия» в таком случае?..
Хм… Хороший вопрос! Мы с вами уже знаем, что термин «дислексия» используется для определения частичного специфического расстройства процесса овладения чтением. А расстройства эти связаны конкретно в процессе чтения с тем, что ребенок, обобщённо говоря, плохо «интерпретирует» слова, буквы и другие символы. Как правило, дети-дислексики и на письме часто допускают ошибки. Однако на общий интеллект все это не влияет.
Каковы же признаки дислексии? Какие трудности встречает ребенок-дислексик в процессе обучения в школе? Какие методы коррекции речи стоит использовать?
- Он гораздо хуже понимает смысл текста, прочитанного «про себя», чем текста, прочитанного вслух.
- У него медленно развиваются навыки фонологической осведомленности (это такие навыки, как рифмование, определение ритма — способность распознавать и воспроизводить рифмующиеся слова; сегментирование — линейное членение речевого потока на составляющие отрезки; правильная дешифровка графемы в фонему при чтении и фонемы в графему при письме).
- У него могут быть трудности со звукопроизношением (хотя это не всегда означает дислексию).
- Плохо знает буквы алфавита, путает их.
- Допускает орфографические ошибки, а также специфические, «глупые», ошибки.
- Может допускать «оптические» ошибки на письме (неправильное написание букв и цифр).
- Медленно читает.
- Предпочитает отвечать на вопросы устно, а не письменно.
- Может плохо запоминать определенные последовательности (например, названия месяцев года).
- У него плохой почерк и медленная скорость письма.
- У него возникают трудности при списывании текста (пропуски, ошибки).
- Он плохо запоминает информацию (стихи, телефонные номера и пр.).
Трудности при чтении часто вызваны дефицитом фонологической составляющей языка. А это означает, что ребенок плохо понимает, как звуки соединяются вместе, образуя слова. В свою очередь, это затрудняет и «расшифровку» написанного слова («озвучивание» букв и соединение их вместе, чтобы сформировать слово).
Нередко ребенок, испытывающий трудности с чтением, может испытывать и трудности с пониманием прочитанного текста. Даже если он этот текст прочитал вроде бы неплохо и в довольно умеренном темпе. Причина этого в том, что дислексику зачастую приходится останавливаться и предварительно проговаривать про себя слово, прежде чем он произнесет его вслух. Поэтому он может забыть то, что прочитал несколько секунд назад.
Как может помочь логопед и лингвист и какие методы коррекции речи будут работать?
Фонологическая осведомленность
Фонологическая осведомленность — широкий обобщённый образ, который включает распознавание связей, существующих между звуками и буквами, определение ритма и аллитерации, а также знание того, что слова состоят из различных слогов.
Когда ребенок начинает учиться читать, для него важно установить связь между правильным звуком (слышимым и произносимым), отдельными буквами и буквосочетаниями, чтобы грамотно произносить (прочитывать) слова. Это называется декодированием (буква «декодируется» в звук). Именно так каждый ребенок начинает учиться читать. В конце концов высокочастотные слова становятся привычными, а чтение автоматизируется.
По мере того как ребенок усваивает определенное количество слов и расширяет свой словарный запас, мозг «запоминает» правила допустимых сочетаний фонем в языке. Дети развивают это понимание через языковые, «словесные», игры, где они угадывают окончания слов, практикуются в замене одного звука другим, рифмуют и поют. (Здесь сразу вспоминается наше с вами детство, где обязательно имели место словесные игры-рифмовки — считалки, дразнилки, скороговорки пр. К сожалению, современные дети редко прибегают к подобным «словесным» играм. А это, как ни странно, — кирпичик в фундаменте грамотного чтения и письма).
Более того, детям, страдающим дислексией, обычно справиться с рифмованием и подобными языковыми играми значительно сложнее, чем их сверстникам. Им часто плохо удается последовательно произнести звуки в многосложных словах, особенно со стечением согласных, для них трудны игры, где нужно изменить, например, средний гласный звук, чтобы получилось новое слово, или использовать начало одного слова с новым окончанием для то же цели. Для них бывают особенно трудны скороговорки.
Специалист, занимающийся коррекцией дислексии (нейролингвист, логопед), хорошо знает о развитии навыков фонологической осведомленности, которые лежат в основе грамотного чтения и письма. И он может предложит рабочие методы коррекции речи и письма. Более того, родителям нужно понимать, что логопаты-дошкольники, у которых выявлены разного рода нарушения устной речи, в будущем могут иметь проблемы и с чтением, и с письмом. Поэтому у таких детей просто необходимо развивать эти навыки.
Как же это делать? Единственный способ — постоянно практиковаться в такого рода «словесных» играх. Ниже приведены некоторые задания, которые помогут детям в развитии навыков фонологической осведомленности.
- Рифма. Какое слово рифмуется со словом «гном»? Рифмуются ли между собой слова «лягушка» и «свинья»? Можно ли к этим словам подобрать другие слова-рифмы? Читайте ребенку стихи (при повторении стиха не произносите рифмованное слово в строчке, пусть ребенок сам его скажет).
- Сегментация на слоги. Разделите устно на слоги слова: ба-ра-бан, бас-кет-бол и пр. Можно прохлопать выделенные слоги и посчитать их количество.
- Смешение слогов. Поставьте «б» перед «риз». Какое слово получится? Объясните значение слова.
- Определение начальной и конечной фонемы в слове. С какого звука начинается слово «собака»? Каков последний звук в слове «ручка»?
- Сегментация слов на отдельные звуки. Какие звуки есть в слове «всплеск»?
- Манипулирование звуками в словах. Если мы возьмем слово «кот» и произнесем его без первого звука. Что у нас получится?
Дефекты звукопроизношения
Ребенок, у которого есть дефекты звукопроизношения фонетического и фонологического характера, обязательно должен пройти диагностику у специалиста и начать посещать коррекционные занятия. Ведь не секрет, что речь ребенка-логопата очень трудна для восприятия. И потом, не скорректированная вовремя устная речь повлияет на качество чтения и письма в будущем. Поэтому логопед в этом случае — первый помощник ребенку.
Надо отметить, что многие дети с дислексией имеют еще и диспраксические расстройства. Диспраксия — это нарушение сферы произвольных движений (крупной и мелкой моторики) при отсутствии патологии мышечного тонуса, которое проявляется в трудностях последовательного выполнения различных действий и в проблемах координации (некий «синдром детской неуклюжести»).
Но диспраксия может «повлиять» и на мышцы артикуляционного аппарата, что также сказывается на качестве устной речи. К слову, я встречала мнения некоторых специалистов, что сейчас и дизартрию-то мало у кого встретишь, а все подобные дефекты являются диспраксией.
Такое нарушение может повлиять на одну важную составляющую процесса грамотного чтения и письма — «создание и ощущение» ребенком правильной артикулемы. Кроме того, это нарушение «лежит в основе» плохого, неразборчивого, почерка ребенка, то есть моторной (диспраксической) дисграфии. Поэтому методы коррекции речи могут отличаться в зависимости от ситуации.
Трудности поиска слов
Многие дети с дислексией могут не понимать значения каких-либо слов, но «запоминают» их. Однако в определенный момент они не могут найти подходящее к речевой ситуации слово. Понимают, что это слово как бы находится на «кончике языка», но вспомнить его не могут. Дети с такими трудностями тоже требуют особых методов коррекции.
Исследования в прикладной лингвистике показали, что при извлечении слов из нашего ментального лексикона, из нашего «словесного хранилища», используются исходные звуки слов.
Это означает, что мозг может выбрать другое слово, которое начинается с той же буквы, например, «бандана» вместо «банан», или слово, которое содержит похожие звуки, но имеет другое значение. Поэтому и кажется, что слово «вертится на языке, но никак не находится».
Трудности с поиском слов не имеет ничего общего с ограниченным словарным запасом. Поскольку ребенок действительно знает слово, но просто не может вспомнить его в этот момент.
Логопеды занимаются и такими «явлениями», используя специальные методики и работая в основном над категориальными понятиями.
Какие используются методы коррекции речи и игры для работы над трудностями поиска слов:
- Зуммер (игра на время). Используя таймер (можно песочные часы), попросите ребенка назвать как можно больше вещей в определенной категории (это могут быть животные зоопарка, продукты питания, бренды одежды, персонажи фильмов и т. д.) и остановите таймер через минуту. Можно соревноваться с кем-либо (со взрослым, другом и пр.), чтобы результаты были нагляднее.
- Ассоциативные игры. Составьте на отдельных карточках список вещей (понятий), которые привычно наблюдать вместе, например, рыба и озеро или соль и перец. Затем дайте ребенку одну из этих карточек (например, соль и …) и заставьте его подумать о второй части. Если он испытывает трудности, вы можете смешать все вторые части и заставить ребенка сопоставить их.
- Синонимы. Попросите ребенка придумать как можно больше слов, которые означают то же самое, что и данное слово (например, «счастье»). Другими словами, подобрать синонимы. Вы можете либо дать ему какое-то время на раздумье, либо попросить его назвать слова одномоментно. Вы увидите, сколько времени займет поиск решения.
Трудности с рабочей памятью
Рабочая память является частью долговременной памяти и включает в себя кратковременную память. Она содержит только ту информацию из долговременной памяти, которая находится в активной обработке («здесь и сейчас»). Рабочая память — «место пересечения» собственно памяти и других познавательных процессов: мышления, воображения и др.
Общеизвестен факт, что детям с дислексией требуется больше времени для поиска и обработки информации. Им необходимо неоднократно повторять словесные инструкции для решения учебной задачи, для того чтобы они «вынули из своей памяти» актуальную на данный момент информацию.
Дислексия может влиять на качество обработки вербальной информации в фонологической петле. Фонологическая петля — это один из инструментов нашей кратковременной памяти для сбора и хранения слуховой информации.
Например, мы используем фонологический цикл, когда необходимо запомнить, например, номер телефона. Это помогает нам сохранять информацию в нашей памяти до тех пор, пока она нам не понадобится. Мы знаем, что некоторые люди могут запомнить больше информации, чем другие, но дислексики, как правило, запоминают меньше информации.
Людям, испытывающим трудности с кратковременной памятью, сложнее запоминать и повторять произносимую информацию. И для этого могут использоваться различные методы коррекции речи. Например, ребенок с дислексией, которого просят повторить то, что только что сказал учитель, может быть не в состоянии это сделать, даже если он слушал и был внимателен. Чем большее количество раз повторяется слово, тем легче ребенку его запомнить. Эта трудность с запоминанием устной информации также является причиной того, что ребенку с дислексией будет труднее изучать иностранный язык.
Как можно помочь ребенку с плохой слуховой памятью? Методические рекомендации
- Не только записывайте информацию, но и озвучивайте ее.
- Повторяйте информацию несколько раз одним и тем же способом.
- Делайте заметки, если это необходимо.
- Используйте графические подсказки, а также графики и таблицы, чтобы сделать информацию максимально наглядной.
- Используйте разнообразные техники запоминания как необходимый элемент обучения (мнемотехника, визуализация, устная репетиция, многочисленные повторения и пр.).
Итак, все вышеперечисленные особенности могут иметь место у детей с дислексией. У кого-то в большей степени, у кого-то — в меньшей. Но очевидно одно: любому ребенку с дислексией необходимо пройти диагностику у специалиста и, не теряя драгоценного времени, приступать к коррекционным занятиям. Дислексия успешно поддается коррекции.