Профилактика дисграфии и дислексии - что нужно знать!
профилактика дисграфии и дислексии

Профилактика дисграфии и дислексии – о чем стоит знать

Профилактика дисграфии и дислексии. Возможно ли?

Если у вашего ребёнка диагностировали дисграфию, нарушение способностей к обучению, которые, помимо трудностей в учёбе, влияют на мелкую моторику, а это, в свою очередь, отражается на почерке, то профилактика дисграфии и дислексии окажется как нельзя кстати.

Однако надо понимать, что от дисграфии нет лекарства. Нельзя в одночасье сразу все исправить. Но проблемы, связанные с письмом и мелкой моторикой, могут быть решены, особенно если начать профилактику как можно раньше.

И конечно, надо настраиваться на кропотливую каждодневную работу. Кроме того, понимание и живое участие ближайшего окружения ребёнка (учителей, друзей, родственников) может иметь решающее значение для восстановления повреждённой самооценки, появления мотивации, необходимой для достижения успеха.

Профилактика дисграфии и дислексии. Чем может помочь школа?

Самое важное, что может сделать школа для вашего ребёнка, чтобы помочь ему справиться с этой серьёзной проблемой, — это уменьшить акцент на качество письма в учебном процессе.

То есть не оценивать почерк ребёнка. Все мы знаем, что в начальной школе учителя могут занизить оценку именно за плохой почерк. Хотя у детей с дисграфией (особенно с диспраксической, у которых «ужасный» почерк) сам процесс письма вызывает стрессовое состояние. Им бы грамотно успеть написать, а не «красиво».

Надо сказать, что за рубежом к таким детям подходят с пониманием. (Учителя там просто хорошо знают эти проблемы.) Они в целом меньше пишут от руки, им разрешены альтернативные варианты: печатание на компьютерной клавиатуре или проговаривание.

Попробуйте, кстати, «написать» диктант с ребёнком на компьютере (диктуйте ему небольшой текст, а он пусть просто печатает). Вы удивитесь, но, возможно, в его «диктанте» вы не увидите такого количества ошибок, как в рукописном классном диктанте.

Почему?

Просто у ребёнка освободился ресурс для отслеживания собственно ошибок, он «увидел» ошибкоопасные места. Ему не надо тратить энергию на «красивый и разборчивый почерк».

Но мы-то с вами живём здесь и учимся в российской школе, в которой редкий учитель знает про проблему «дислексии-дисграфии» и все-таки снижает оценку за почерк. Да и в экзаменационных работах старшеклассников плохой почерк может сыграть злую шутку.

Профилактика дисграфии и дислексии у детей

Некоторые рекомендации для организации работы детей-дисграфиков в классе и дома (учителям читать обязательно!)

 

— Увеличьте ребёнку время на выполнение задания. Если же речь идёт о домашней работе, то желательно попросить учителя (если учитель знает о проблемах ребёнка) задавать домашних упражнений меньше, чем остальным детям в классе. Знаю немало примеров, когда ребёнок-дисграфик выполняет домашнее задание по русскому языку около 5-ти часов, с которым его одноклассник справляется за полчаса.

Дело в том, что ребёнку с дисграфией требуется больше времени, чтобы «сформировать» в голове слова из букв. Поэтому дополнительное время уменьшит стрессовую ситуацию и позволит ему более успешно справиться с работой, продемонстрировав свои знания.

— Обязательно используйте дифференцированный подход к таким детям. Особенно при работе в классе. Профилактика дисграфии и дислексии в виде нахождение у доски ничего кроме паники у ребёнка не вызовет. Поэтому лучшим вариантом будет для него выполнение задания на «рабочем» персональном листе. Вместо того чтобы требовать от ученика переписывать информацию с доски, можно заранее распечатать рабочие листы с необходимой информацией и раздать их. Так ему будет гораздо комфортнее усваивать материал.

— Не оценивайте аккуратность письменной работы. Знаю таких учителей и родителей, которые заставляют ребёнка переписывать «аккуратно» домашнюю работу по три раза. Ну а в школе низкие оценки за плохой почерк могут расстроить ребёнка с дисграфией и заставить его чувствовать, что его усилия были бесполезны.

— Сократите количество письменных заданий. На уроках математики или физики можно уменьшить количество необходимых задач, так как ребёнок тратить вдвое больше времени на понимание условия задачи.

— Позвольте ученикам по возможности заменять в письменных конспектах (особенно в средних классах) сложносочинённые конструкции «ключевыми словами». Это сокращает ненужное время борьбы с почерком, в то же время предоставляет учащимся возможность правильно ответить на вопрос.

Не стоит забывать, что поиск «ключевых слов» — работа тоже непростая, как, впрочем, любая работа с текстом для любого ребёнка, не говоря уже о дисграфиках-дислексиках. 

Можно сказать, что это и является профилактика дисграфии и дислексии

— Разрешите заменять письменные ответы на вопросы устными. Это, конечно, не отменяет письменных заданий, но все же несколько облегчит жизнь ребенку.

— Не считайте скрупулёзно все допущенные орфографические ошибки. У ребёнка с дисгарфией, как правило, есть ещё и дизорфография. Он просто «не видит» орфограммы, хотя правила русского языка может знать отлично.

Тем более не делайте исправления красной ручкой. Это будет только раздражать ребёнка. Возьмите лучше зелёную пасту. Разрешайте пользоваться словарём при выполнении письменных работ.

 

профилактика дисграфии и дислексии у ребенка

— Используйте подручные предметы: наборы цветных карандашей, ручки-стиралки, тетрадь в узкую линейку или специально разлинованную тетрадь, чтобы ребёнку с дисграфией было легче работать над навыками рукописного письма. Полезна может оказаться и графическая бумага, которая обеспечивает визуальное руководство для интервалов между буквами и цифрами (её можно приобрести в отделах, где продают товары для рисования). Для больших работ можно использовать плакатную доску.

— Разрешите ученикам использовать компьютерный набор текста, когда это возможно. Например, при написании рефератов или составления плана текста. Особенно если это — домашняя работа.

Как организовать дома работу ребёнка-дисграфика?

В начальных классах особенно важна работа ученика, его родителей в тандеме с учителем. Это облегчит работу над почерком как дома, так и в школе.

— Учите набирать текст на компьютерной клавиатуре. Это, конечно, не панацея, но в каком-то виде работ для ребёнка это будет спасением. Пусть практикуется на компьютере в наборе текста даже в течение всего лишь десяти минут в день. Это тоже работа с текстом!

— Следите за правильным захватом ручки или карандаша у своего ребёнка. Очень важно, чтобы при письме ребёнок правильно держал карандаш или ручку. Хотя он, возможно, и не видит смысла менять свой захват. Правильный захват уменьшит усталость рук и давление ручки. Это означает, что писать будет легче и менее болезненно.

Профилактика дисграфии и дислексии у детей и подростков

— Попросите своего ребёнка диктовать предложения на диктофон, прежде чем записывать их. Это тоже своеобразная профилактика дисграфии и дислексии. Такая форма работы позволит ему использовать свои речевые навыки и сосредоточиться исключительно на «формировании-написании» букв, не увлекаясь грамматикой и синтаксисом.

— Будьте примером пишущего человека для своего ребёнка. Почти каждый ребёнок с дисграфией сопротивляется любому домашнему заданию, которое включает в себя написание, и в результате даже выполнение простых упражнений может занять несколько часов. Чтобы повысить готовность вашего ребёнка писать, снимите с него это давление и скажите, что сегодня выполните за него часть задания (в ограниченном количестве, конечно).

Например, при написании абзаца вы можете записать первое предложение так, как его диктует ваш ребёнок, а ваш ребёнок может написать следующее предложение. И так далее, пока задание не будет завершено. Это сокращает время выполнения домашних заданий, снимает стресс с вашего ребёнка, заставляет его смотреть вперёд на следующее предложение и планировать свои мысли. В этой работе, конечно, надо заручиться поддержкой учителя. И отчасти это также профилактика дисграфии и дислексии.

— Предложите ребёнку произносить слова при их написании. То есть практикуйте «орфографическое письмо». Слуховая обратная связь задействует различные области мозга, помогая ученику оставаться сосредоточенным и контролировать свои усилия.

— Выполняйте упражнения по правильному «формированию-написанию» букв (как печатных, так и письменных). Не требуйте поначалу идеального написания. Все слова должны быть, как минимум, достаточно последовательными и удобочитаемыми. Убедитесь, что ваш ребёнок всегда начинает писать буквы сверху (практически все буквы русского письменного алфавита мы пишем сверху, кроме трех — Л, М, Я), а не снизу. Многие дети-дисграфики пишут именно снизу.

— Занимайтесь мультисенсорными упражнениями. Попросите ребёнка «писать пальцем» в воздухе, на песке или краской. Сами «пишите пальцем» у него на спине, как в детстве мы писали друг другу буквы, слова (печатными буквами и письменными). Попробуйте как-то изобразить букву телом. Такая тактильность даёт «почувствовать» букву, формирует её образ. Ребёнок будет запоминать букву по её форме, отдельным элементам.

— Если ребёнок совсем «не видит» строку, позвольте писать ему в тетради с узкой линейкой. Разлинуйте сами лист бумаги. Можно прямо нарисовать «домик» для каждой буквы (косые наклонные квадратики), найти подходящий размер, чтобы уж он точно «попал буквой» в домик. Пусть ребёнок старается не выходить за строчку, постепенно запоминает, как далеко друг от друга расположены линии, элементы букв, что в будущем позволит ему легче писать на обычной бумаге в широкую полоску.

—Тренируйте мышечную память в пальцах. Лепите буквы из пластилина, глины. Как печатные, так и письменные. Занимайтесь пальчиковой гимнастикой. Сюда же можно подключить и нейропсихологические упражнения с пальцами рук на улучшение межполушарного взаимодействия.

дисграфия и дислексия у ребенка

Если вы взрослый дисграфик. Как организовать свою работу?

Если вы сумели компенсировать дисграфию или каким-то образом работайте над её коррекцией, то условия на вашей работе все равно могут существенно повлиять на собственную производительность и общую удовлетворённость работой. Важно с умом обустроить ваше рабочее место и организовать деятельность.

— Используйте в работе справочные материалы. Словарь, тезаурус. Усовершенствуйте программное обеспечение своего компьютера для проверки орфографии или предсказания слов. Это поможет сделать повседневную работу более лёгкой, а тексты удобочитаемыми.

— Попросите коллегу или руководителя вычитывать важные письменные материалы, прежде чем они будут куда-либо отправлены. Это снизит вашу тревожность, связанную с письмом.

— Используйте программное обеспечение для преобразования текста в речь. Попросите пользоваться им своих коллег. Это активизирует вербальные навыки сотрудников, а вам поможет составить электронное письмо или написать отчёт. Кроме того, это хорошая профилактика дисграфии и дислексии.

— Попросите разрешить вам отвечать на вопросы или инструкции устно. Устное общение, когда это возможно, конечно, должно быть приоритетным по сравнению с письменным общением.

— Определённые письменные принадлежности (специальные ручки, разлинованная бумага или другие инструменты) могут помочь снизить стрессовые ситуации и управлять физическим процессом письма.

— Создайте компьютеризированные версии общих форм отчётности (так называемые «болванки»). Если вам по ходу работы часто требуется заполнять документы, спросите, можно ли перевести их в заполняемый файл и напечатать вместо рукописного текста.

дисграфия и дислексия у детей и подростков

Психотерапия при дисгарфии

При коррекции дисграфии не стоит пренебрегать общепринятыми методами работы.

Обязательно развитие моторики. Манипулирование различными материалами для увеличения силы рук и запястий, выполнение упражнений по формированию образа букв и их написанию, отработки скорописи. Это тоже профилактика дисграфии и дислексии. Простые повторяющиеся движения, такие, как, например, вынимание колышков из доски и вставление их обратно и т. д., могут помочь ребёнку с дисграфией увеличить силу пальцев, которая сделает процесс письма более лёгким и интуитивным.

Если вы — взрослый человек и в вашем детстве вам не диагностировали дисграфию, а сейчас вы понимаете, что все проблемы в школе были именно из-за этого, то у вас может возникнуть подавленное состояние. Воспоминания о школе могут вызвать душевный дискомфорт. Здесь может быть полезной работа с психологом или с психотерапевтом.

Независимо от возраста, людям с дисграфией важно осознать, что в этом состоянии нет ничего постыдного, и психотерапия поможет справиться с вашими эмоциями и повысит самооценку.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх