Что делать если ребенок не запоминает слова?
Если ребенок не запоминает слова, часто встречается очень загадочная ситуация. В них часто попадают мамы детей, обучающихся на дому. Это когда у нее есть ребенок, который может читать слова в книге, но не может ответить на вопросы или рассказать ей, что только что было прочитано. Эти мамы часто слышат фразу “Я не помню”, когда их спрашивают о материалах, которые были прочтены.
Когда я работала с умными, трудолюбивыми учениками начальных классов в моем классе чтения, у меня часто были ученики, которые испытывали именно эти трудности с чтением.
Я поняла, что эти учащиеся не были искусны в преобразовании слов, которые они читали, в “фильм” в своей голове, как это делают остальные из нас, когда мы читаем. Большую часть времени они просто занимались ”произнесением слов».
Я обнаружила, что “создание фильмов” — это навык, который можно развить в них, выполняя простые пятнадцатиминутные упражнения в день. В этом упражнении не использовались бумага или карандаш, а только были задействованы лишь усилия их мозга.
“Произнесение слов” — это слуховая задача левого полушария мозга, в то время как за создание картинки или фильма из этих слов отвечает правое полушарие мозга. Я показала им, как создать плавный переход слов к картинкам во время чтения. Вы можете сделать это дома — это очень легко.
Ребенок не запоминает слова? Используем преобразование слов в картинки.
Когда ребенок или подросток регулярно хорошо читает отрывок, но “не может вспомнить, что сказано”, мы знаем, что он использует неэффективную стратегию понимания. Он часто пытается запомнить точные слова, которые он прочитал вместо того, чтобы преобразовывать слова в картинки.
Читает ли он для развлечения или для получения информации, он должен превратить слова, которые читает, в образы в своем уме. Чем больше эти образы задействуют органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание), тем лучше будет понимание отрывка.
Ежедневные тренировки.
Следующие шаги могут быть использованы с учащимся, чтобы развить его способность превращать слова, которые он слышит или читает, в картинки для лучшего понимания. Вы будете удивлены, как быстро улучшатся его навыки понимания всего через несколько недель таких “тренировок”, даже если ребенок не запоминает слова.
Этот метод хорошо работает с одним ребенком или группой детей или подростков.
Шаг 1: Родитель/учитель читает отрывок вслух.
Выберите для чтения ребенку интересный и очень наглядный материал. Стоя перед ним во время чтения, попросите ребенка сесть прямо и смотреть вверх, создавая в его воображении “фильм”.
Вы можете притвориться, что смотрите на проекционный экран в кинотеатре, чтобы еще больше помочь ему в его “создании фильма”. Прочитайте вслух одно или два предложения. Затем задайте ему несколько вопросов, пока не убедитесь, что он видит картинки слов, которые вы читаете, в деталях.
Например, так может выглядеть ваша тренировка, если ребенок не запоминает слова, а вы читаете вслух отрывок о медведе. Ваше первое предложение, которое вы прочитаете, может быть: “Медведь — самый крупный хищник в Сибири”.
Прекратите чтение, укажите на воображаемый экран и скажите: “На нашем экране давай нарисуем краткий набросок Сибири. Теперь нанеси медведя на эту карту.”
Ваше следующее предложение в этом отрывке будет гласить: “Взрослый медведь весит от 80 до 600 килограммов”.
Прекратите чтение, укажите на воображаемый экран и скажите: “Теперь используйте «зум-объектив» вашей мозговой камеры и напишите «80 — 600» на шерсти медведя. Давайте для этого воспользуемся белой краской. С тебя капает краска? Ну что ж, скоро он это смоет.”
Когда ребенок не запоминает слова, следующее предложение в тексте будет таким: “Из-за того, что зима в Сибири холодная, медведи нагуливают много подкожного жира и впадают в спячку в берлоге от 75 до 195 дней”. Прекратите чтение, посмотрите на экран и помогите ребенку увидеть это в его голове, сказав:
“Теперь нам нужно сменить нашу сцену. Давайте нарисуем пещеру с берлогой и медведя возле нее. Вы видите это на своем экране? Теперь пусть медведь зайдет в пещеру. Увидели это? Представьте себе большой календарь рядом с ним. Пусть страницы календаря переместятся с ноября по март.”
Выполняя это упражнение, проинструктируйте своего ребенка, как “перемещать” его картинки и “замораживать” их, когда он хочет что-то заметить. Вы оба получите от этого огромное удовольствие!
Когда вы дойдете до конца отрывка, который читаете, попросите ребенка “перемотать” фильм назад, чтобы ответить на несколько вопросов об отрывке. Задавая вопросы, направляйте его взгляд вверх, пока он просматривает свой “фильм” в поисках ответов. Это самая захватывающая часть. И если ребенок не запоминает слова, то он будет поражен тем, как легко отвечать на вопросы.
Шаг 2: Ученик читает вам вслух.
После того, как ваш ребенок продемонстрирует мастерство преобразования слов в картинки по мере того, как он их слышит, он готов сам читать слова, создавая свой “фильм”.
Выберите отрывок для чтения, который ему будет легко читать, чтобы он мог сосредоточиться на создании картинок, а не на озвучивании новых слов. Повторите процесс, который вы использовали раньше, остановив его после того, как он прочитал одно или два предложения, чтобы задать ему несколько вопросов о его “фильме”.
И если ребенок не запоминает слова, направьте его взгляд вверх, чтобы увидеть, что он только что прочитал. Убедитесь, что он дает вам подробные фотографии. Поскольку это становится для него проще и точнее, вы можете увеличить количество предложений, которые он читает, прежде чем задавать вопросы.
Шаг 3: Ученик читает молча.
Когда ваш ребенок успешно читает вслух, рисуя в уме хорошие картинки, вы можете попросить его прочитать отрывок про себя, останавливаться через каждые несколько строк и рассказать вам о сделанных им картинках. Если картинки подробные и точные, вы можете попросить его прочитать отрывок до конца без перерыва.
В конце чтения попросите его “перемотать” свою пленку и рассказать вам все, что он прочитал. Вы будете удивлены тем, что он помнит! Его процесс “слова в картинки” скоро станет автоматическим. Движение глаз вверх скоро станет ненужным для хранения и извлечения материалов для чтения.
Помните:
- Нет картинок = Нет ответов;
- Мало картинок = Мало ответов;
- Отличные картинки = Отличные ответы.
Эта стратегия проста, но очень эффективна, когда ваш ребенок не запоминает слова. Ожидайте увидеть большие изменения в понимании и запоминании материала для чтения вашими детьми.