Коррекция дислексии.
Коррекция дислексии — это достаточно трудный и долгосрочный процесс. Поэтому для начала нам стоит разобраться в определениях и рассказать про основные причины дислексии и возникающие последствия.
Коррекция дислексии и понимание ее сути.
Дислексия может проявляться таким образом, что симптомы становятся неузнаваемыми.
Разочарованные учителя, неспособные распознать дислексию, могут называть этих учеников ленивыми, несговорчивыми или нарушителями спокойствия, в то время как их реальные проблемы остаются без лечения.
В результате эти дети могут заканчивать школу с минимальным образованием и испытывать поведенческие проблемы, возникающие в результате того, что их годами называли «трудными», «ленивыми» или «немотивированными».
Медицинские эксперты часто определяют дислексию как состояние, возникающее в результате неврологических, возрастных и генетических причин.
Хотя определения варьируются в зависимости от разных дисциплин, все специалисты зачастую соглашаются с тем, что у учащихся с нормальным интеллектом, которые не научились читать, несмотря на адекватное обучение, свидетельствует наличии дислексии.
Психологи и педагогический персонал связывают дислексию с конкретными проблемами или расстройствами чтения без указания причины.
Важно понимать исследования, касающиеся причины дислексии, чтобы все педагоги, медицинский персонал, психологи и родители могли лучше ознакомиться с потребностями ребенка. Ведь каждый ученик с дислексией уникален в зависимости от выявленных нарушений.
Неврологи и другие медицинские эксперты часто описывают дислексию как инвалидность, возникающую в результате дисфункции головного мозга различных типов и степеней. Хотя у всех нас есть некоторая мозговая дисфункция, мы обычно не обращаем внимания на эти незначительные различия и принимаем их как индивидуальные особенности или вообще игнорируем их.
Дальтонизм, отсутствие ритма или неспособность заниматься спортом из-за плохих спортивных способностей являются примерами дисфункции мозга. Для студента, страдающего дислексией, мозговая дисфункция может быть разрушительной из-за влияния, которое она оказывает на овладение академическими навыками, такими как чтение, письмо, правописание и математические вычисления.
Когда возникает серьезная мозговая дисфункция в левом полушарии мозга, которое контролирует обработку устной или письменной речи, учащийся будет испытывать трудности с прослушиванием, произношением, чтением и/или письмом. И это может послужить поводом для коррекции дислексии.
Математические навыки также могут быть затронуты из-за трудностей в обработке математических символов. Степень сложности и конкретные затронутые языковые процессы основаны на том, где на самом деле находится мозговая дисфункция в левом полушарии и в какой степени проявляется дисфункция.
Ниже приведены некоторые конкретные рекомендации в классе, которые помогут учащимся сохранить или восстановить самоуважение и академическую честность.
Что стоит делать.
- Будьте уверены, что учащиеся могут и будут учиться.
- Проявляйте сочувствие и понимание.
- Привлекайте внимание к сильным сторонам учеников.
- Обсудите, как учащиеся относятся к тому, чтобы внести свой вклад в работу класса.
- Обсудите способы поощрения участия в классе.
- Предоставляйте инвентарь и модификации.
- Предоставьте учащимся достаточную возможность “порепетировать”, прежде чем их попросят выступить перед классом.
- Будьте терпеливы.
Чего не стоит делать.
- Привлекать внимание к слабостям ученика.
- Требовать, чтобы учащиеся читали и/или произносили вслух по буквам в классе.
- Быть разочарованным.
Многие из важных стратегий вмешательства в классе могут быть классифицированы как адаптация к академическим условиям или изменение требований к работе. Хотя некоторые приспособления и модификации могут подходить для определенной возрастной группы или для развития определенного навыка или предмета, они обычно могут быть адаптированы к любому возрасту или границам курса при коррекции дислексии.
Адаптация — это любой метод, который изменяет академическую обстановку или среду и позволяет учащимся более точно указывать то, что они на самом деле знают.
Примеры:
- Наличие несвоевременного или увеличенного времени для тестов или заданий.
- Переезд в тихое, изолированное место для сдачи анализов.
- Назначение отдельного лица для написания точных ответов учащегося.
- Предоставление специального человека-читателя для чтения точных вопросов студенту.
Приспособление, как правило, не изменяет информацию или объем усвоенной информации. Это просто предоставляет дополнительное время, специальную настройку и/или помощь и позволяет точно оценить реальные знания студента, а не оценивать его слабые стороны.
Например, проведение устного тестирования позволило бы учащемуся продемонстрировать свои знания, даже если он или она не умеет читать, имеет дисграфию (неспособность писать, основанную на крайней неспособности к правописанию, которая вызвана не повреждением головного мозга, а состоянием развития), не может писать по буквам или нуждается в дополнительном обдумывании и время выразить это знание. Это также может стать поводом для проведения коррекции дислексии.
Модификация, которая поощряет и облегчает академический успех, — это любая техника, которая изменяет требуемую работу таким образом, чтобы она отличалась от работы, требуемой от других учеников в том же классе.
Примеры:
- Предоставление устного отчета, когда другие студенты сдают письменный отчет.
- Составление 10 предложений вместо 20.
- Прохождение теста в формате эссе, а не в формате множественного выбора, или наоборот.
Модификация помогает студенту справиться с более широким кругом академических задач и, как и некоторые приспособления, позволяет более точно оценить истинные знания студента.
Например, при коррекции дислексии изменение правила составления 10 предложений вместо 20 обеспечивает эффективную практику без чрезмерного времени, необходимого для написания 20 предложений.
Это дает время для других важных академических задач. Внося изменения, учителя должны убедиться, что сокращенное задание дает возможность практиковаться в тех же областях, что и другие учащиеся.
Как адаптация, так и изменения являются очень важными инструментами для того, чтобы классный руководитель мог помочь учащимся. Большинство авторов не проводят различия между приспособлениями и модификациями.
Некоторые инструменты вмешательства можно рассматривать либо как приспособление или модификация в зависимости от ситуации или реализации различий между адаптацией и модификацией, и они важны для постоянного мониторинга успеваемости студента.
Обучение развивает как восприимчивые, так и выразительные языковые навыки. Некоторые приспособления и модификации предназначены для усиления восприимчивых способностей учащихся, в то время как другие поощряют и обеспечивают более широкие выразительные возможности.
Коррекция дислексии подразумевает, что учителя должны стараться варьировать занятия в классе, чтобы максимально использовать как восприимчивое, так и выразительное обучение.
Стратегии обучения и преподавания.
- Признайте замешательство и разочарование ученика и избегайте ситуаций, которые усиливают давление.
- Не приравнивайте подлинную изменчивость производительности к отсутствию усилий.
- При необходимости обеспечьте поддержку с помощью дополнительных механизмов записи (например, соответствующего программного обеспечения для обучения грамоте, диаграмм, диаграмм, диктофонов, электронных словарей, моделей, программного обеспечения для распознавания голоса и текстовых процессоров с функцией проверки орфографии).
- Используйте трекеры линий и/или цветные накладки по мере необходимости.
- Предоставьте учащемуся возможность пересдавать задания и переучиваться.
- При коррекции дислексии поощряйте процесс составления и пересмотра проекта.
- Внесите изменения в рабочие листы, чтобы сделать их более понятными.
- Окажите помощь с элементами процесса написания, такими как использование листов планирования и редактирование контрольных списков.
- Читайте вопросы вслух.
- Поощряйте самокоррекцию.
- Практикуйтесь в играх на развитие памяти.
- Используйте вместе с учеником структурированную программу мультисенсорной грамотности.
- Определите сильные стороны учащихся и их индивидуальные стили обучения.
- Обучите целому ряду навыков словесной атаки (например, контекстуальным подсказкам, взгляду и произношению, фонетике, пунктуации и форме слов).
- Используйте программу поэтапного чтения, соответствующую уровню грамотности учащегося, а также уровню его/ее интереса.
- Предоставьте дополнительный материал для чтения, который ниже оцененного уровня чтения учащегося, что позволяет учащемуся читать самостоятельно (т.е. менее двух ошибок в ста словах).
- Когда происходит коррекция дислексии, используйте систему репетиционного чтения. Вместо того чтобы призывать учеников наугад читать вслух, назначьте каждому из них определенный отрывок за день вперед.
- При выборе вариантов написания для изучения начните со свободного письма учащегося. Ориентируйтесь на конкретные орфографические шаблоны, с которыми учащемуся требуется помощь, о чем свидетельствует свободное письмо учащегося.
- Исправляйте орфографию положительно и давайте учащимся оценку за правильные буквы или звуки в словах.
- Используйте ряд мультисенсорных методов при обучении правописанию и рассмотрите возможность использования стратегии поиска, копирования, трассировки, изображения, обложки, записи и выборочной проверки.
- Создавайте журналы или дневники важных слов.
- Разбивайте задачи на небольшие этапы и выделяйте достаточное время для завершения.
- Выберите и выделите наиболее важные ошибки, а не все ошибки – сосредоточьтесь на характере ошибок, а не на их количестве.
- Обучайте навыкам обучения (например, выделению центральных точек, интеллект-картам, мнемонике и т.д.).
- Регулярно давайте конструктивную похвалу и поощрение и поддерживайте высокие ожидания.
- Ограничьте копирование с доски. Пишите на доске разными цветами.
- Ожидайте, что работа учащихся будет беспорядочной и непоследовательной.
- Предложите учащимся повторить инструкции по выполнению задания.
- Используйте визуальные подсказки, чтобы помочь учащимся самоорганизоваться.
- Признайте, что учащимся требуется дополнительное время для выполнения заданий.
- Используйте соответствующее компьютерное программное обеспечение для поддержки чтения, правописания и письма.
- Поощряйте использование орфографических словарей и средств проверки орфографии.
- Особенно на уровне после начальной школы рассмотрите возможность использования некоторых непечатных учебных материалов, таких как аудиокниги, видео записанных уроков и тексты учебных программ.
- Помните, что ученик с дислексией может испытывать большие трудности с цифрами (например, с учебными таблицами), чтением музыки или чем-либо, что связано с интерпретацией символов. Поэтому изучение иностранных языков может быть для него особенно трудным занятием.
Помощь людям с дислексией.
Дислексия — это пожизненное заболевание, а не болезнь, поэтому она не требует лечения. Тем не менее, есть много способов поддержать людей с дислексией, чтобы они могли полностью раскрыть свой потенциал в жизни.
Многие школы предлагают поддержку детям с дислексией. Лучший способ — это совместная работа команды с участием родителей, учителей, школьного консультанта, специалистов поддержки и других медицинских работников, таких как педагог-психолог или дефектолог. Они могут составить план, адаптированный к потребностям ребенка. Если стоит цель — коррекция дислексии, то дети также могут нуждаться в обучении вне школы.
Дети также могут улучшить свои навыки чтения с помощью методов обучения, которые используют слух, зрение или осязание для обучения — например, слушая инструкции, а не читая их, или обводя форму букв пальцем.
Дети, которые получают лечение в раннем школьном возрасте, часто добиваются успеха в школе. Людям с дислексией, возможно, никогда не будет легко читать, но при получении ими поддержки они будут процветать.