Дислексия у детей и ее симптомы — краткие факты.
Дислексия у детей и ее классические симптомы включают:
- Медленное чтение, очень плохое правописание и слабую фонематическую осведомленность, что приводит к большим трудностям с произношением слов, особенно незнакомых.
- К предупреждающим признакам дошкольного возраста относятся: задержка речи, трудности с изучением алфавита, неспособность рифмовать слова, путаница левого и правого, «до» и «после» и других направленных или относительных слов, плохой захват карандаша и беспорядочный почерк.
- Симптомы можно заметить уже в возрасте первых шести месяцев.
- Трудности с завязыванием шнурков на ботинках и считыванием показаний часов по стрелкам являются надежными показателями дислексии.
- Проблемы с чтением часто являются неожиданными по сравнению с другими когнитивными способностями или навыками.
- Дислексия варьируется от легкой до тяжелой, причем симптомы соответственно различаются по степени и количеству
- Часто сочетается с СДВГ, дисграфией, дискалькулией и диспраксией.
Дислексия у детей — обзор симптомов.
Симптомы дислексии могут вас удивить. Они включают в себя трудности с чтением, а также трудности с завязыванием шнурков на ботинках, трудности с составлением рифм и запаздывание с установлением доминирующей руки. Хотя это в основном косвенные показатели дислексии, они также являются одними из наиболее надежных.
Тем не менее, всегда следует проявлять осторожность в попытках выявить дислексию, поскольку она варьируется по силе от легкой до тяжелой, а симптомы могут значительно варьироваться от человека к человеку. Кроме того, недостаточное знакомство с чтением и словами может имитировать дислексию.
Первые признаки дислексии обычно проявляются задолго до первого урока по азбуке. Приведенный ниже список предупреждающих признаков дислексии упорядочен по возрасту развития, в котором они впервые проявляются. Да, вы можете узнать об этом очень рано — поэтому не позволяйте никому советовать вам отложить тестирование.
Симптомы дислексии в зависимости от возраста
Симптомы дислексии у детей дошкольного возраста (0~4 года).
- Семейная история трудностей с чтением.
Дислексия может перейти через поколение и никогда не быть диагностирована, но она остается в высокой степени наследуемой. Если он есть у вас, то вероятность того, что он будет у вашего ребенка, составляет примерно 50%.
Внимательно изучите свое генеалогическое древо, прежде чем прийти к выводу, что его там нет. Многие взрослые скрывают свои трудности с чтением или выбирают профессию, которая не требует чтения, что становится все труднее делать.
- Ушные инфекции в раннем детстве.
Страдал ли ваш ребенок от повторяющихся ушных инфекций в младенчестве или когда он был совсем маленьким? Сами по себе ушные инфекции могут и не быть причиной, но они могут быть связаны с тем, почему дислексия — это скорее нарушение слуха, чем зрения.
Обратите внимание, что некоторые исследования в этой области не выявили корреляции между инфекциями и дислексией, но исследования продолжаются.
- Запоздалая речь.
Дислексия у детей — им очень трудно различать основные звуки языка и манипулировать ими, поэтому неудивительно, что они могут запаздывать в развитии речи. Каждый ребенок учится в своем собственном темпе, поэтому не делайте поспешных выводов, если ваш ребенок отстает от «нормы».
К 3 месяцам: ваш ребенок может издавать «воркующие» звуки, кажется, узнавать ваш голос и плакать по-разному по разным причинам.
К 6 месяцам: лепечет и издает разнообразные звуки, использует свой голос для выражения удовольствия и неудовольствия и обращает внимание на музыку.
К 12 месяцам: имитируя слова, произнесите несколько слов, таких как «да», «нет», «мама» и «о-о-о», распознав слова для обозначения обычных предметов, таких как обувь.
К 18 месяцам: может распознавать знакомые предметы и людей.
К 24 месяцам: может иметь словарный запас около 15 слов и использовать предложения из двух слов.
- Трудности с запоминанием алфавита.
Дети обычно изучают алфавит в возрасте от 3 до 5 лет, но ребенок с дислексией может с трудом осваивать алфавит и после этого возраста и даже тогда может забыть последовательность из-за недостатка практики. Одних дополнительных повторений может оказаться недостаточно — могут потребоваться альтернативные мультисенсорные методы обучения азбуке.
- Отсроченное установление доминирующей руки.
У большинства детей предпочтение руки появляется в возрасте 2-4 лет и закрепляется к 5 годам. У дислексиков обычно это занимает больше времени. Обратите внимание, что дислексики с большей вероятностью будут левшами, чем представители населения в целом, но леворукость не вызывает дислексии.
- Трудности с произношением звуков.
Здесь мы говорим не о словах, а о специфических фонемах (звуках) языка. Например, трудности со звуками /Н/ Д /Р/ очень распространены. Эта проблема нормальна для всех детей младшего возраста, но более выражена, когда наблюдается дислексия у детей.
Если слабое произношение сохраняется, это может отражать проблему со слуховой обработкой, при которой некоторые звуки просто неправильно различаются мозгом. Если вы подозреваете проблемы, подумайте о том, чтобы обратиться в свою школу за помощью к логопеду-дефектологу.
Дислексия у детей и ее симптомы в начальной школе (5~12 лет).
- Трудности с произношением многосложных слов.
Трудности с основными звуками (фонемами) языка — это характерные трудности дислексика. Очень просто, чем больше звуков и слогов в слове, тем больше вероятность того, что у дислексика возникнут проблемы с его произнесением. Порядок звуков имеет тенденцию к путанице.
Однако будьте осторожны с этим симптомом дислексии, потому что для детей вполне нормально путать слова при первом их изучении. У дислексика просто более острая проблема, и она решается не так легко. На самом деле, это никогда полностью не исчезнет.
- Дисграфия.
У детей с дислексией часто наблюдается дисграфия, что означает трудности с письмом. Это не просто неряшливый почерк, хотя неряшливый почерк и трудности с удержанием между строками типичны.
Проблема коренится в слабой мелкой моторике в сочетании с трудностями запоминания последовательностей, поскольку рисование каждой буквы представляет собой последовательность карандашных штрихов. Признаки, на которые следует обратить внимание, включают плохое удержание карандаша и движение запястьем или рукой (грубая моторика) вместо пальцев (мелкая моторика). Подробнее читайте статью про дисграфию.
- Перестановки букв и слов в письменной форме.
Да, в этом стереотипе есть доля истины. Для людей с дислексией «похлопывание» может превратиться в «постукивание», а «летучая мышь» — в «похлопывание». Все дети время от времени меняют местами буквы, когда учатся писать, и все совершают ошибки, когда устают или не сосредотачиваются. Разница с дислексией заключается в том, что проблема может быть более стойкой и продолжаться после второго или третьего класса.
- Плохая способность к чтению.
Чтение, как правило, будет очень медленным и затрудненным, и в некоторых случаях вы можете заметить странные догадки о словах, основанные исключительно на контексте или форме слова. Некоторые люди с дислексией склонны воспринимать слова целостно, и поэтому “раж” и “страж” становятся почти неразличимыми: поскольку начало и конец совпадают, а в словах одинаковое количество букв. Именно по этой причине знание фонем является необходимым условием для чтения. Если учащиеся не могут мысленно разбить более крупные слова на слоги, они могут быть ошеломлены, столкнувшись с многосложными словами.
- Плохая способность к правописанию.
Написание будет очень трудным, особенно слов, в которых больше слогов, а также неправильных слов, таких как ‘яхта’ или ‘достаточно’. Для достижения реального прогресса необходимо будет четко изучить правила правописания. С положительной стороны, благодаря проверке орфографии, технологии преобразования речи в текст и предиктивному набору текста орфография сегодня несколько менее важна как критический навык письма.
- Трудности с математикой (см. дискалькулия).
Многие люди с дислексией испытывают трудности с математикой из-за проблем с рабочей памятью и последовательной обработкой информации, а также трудностей с механическим запоминанием Алгебра может быть сложной задачей, учитывая ее язык, такой как последовательность букв и цифр. Аналогично, словесные задачи (например, у Андрея было в три раза больше ручек, чем у Юли…) могут стать непрозрачными не из-за математических недостатков, а просто из-за плохого понимания вопроса.
Дислексия у детей в начальной школе (5~12 лет).
- Трудности с определением времени на часах по стрелкам.
Поначалу это может показаться необъяснимым, но неспособность определять время по часам со стрелками очень распространена среди детей с дислексией. Это может быть результатом путаницы в предложениях (до/после) или в направлении (слева, справа), что, в свою очередь, отражает проблему с последовательностью и упорядочиванием вещей.
Упорядочивание пространства или времени, возможно, не так уж сильно отличается в умственном отношении от упорядочивания звуков.
- Трудности с обучением завязывать шнурки на ботинках.
Это может показаться таким простым, но завязывание узлов любого вида включает в себя абстрактную последовательность шагов, и это означает проблемы для большинства дислексиков. Придерживайтесь липучки — серьезно.
- Трудности с скоростью письма
Если у вашего ребенка были проблемы с основными формированиями букв (печатными буквами), то, скорее всего, у него будут проблемы с скорописью. Это может быть результатом склонности воспринимать слова как целые фигуры/объекты, и поэтому курсивный текст может казаться визуально подавляющим. Альтернативные методы обучения могут помочь преодолеть этот барьер.
Существуют две точки зрения на обучение скорописи дислексиков, испытывающих трудности с печатью. Некоторые считают, что этого следует избегать, другие считают, что это отличная возможность для развития мелкой моторики, концентрации внимания, скорости письма и, конечно же, чистописания.
- Неспособность рифмовать.
Когда вы впервые становитесь свидетелем этого, это совершенно сбивает с толку. Рифмовка кажется такой простой для людей, не страдающих дислексией, потому что она просто предполагает замену одного звука (фонемы) на другой. Но дислексики просто не могут разбирать (разбивать/собирать заново) слова таким образом.
Это один из наиболее надежных показателей дислексии, потому что он требует очень специфической способности, с которой сталкивается каждый по-настоящему дислексичный человек: манипулирования фонемами. Если бы мне пришлось выбрать один показатель для быстрого выявления дислексии, это была бы способность (или нет) легко рифмовать слова.
- Изо всех сил пытается подобрать правильные слова, когда говорит.
Вы можете заметить множество предложений типа «ум», «ахи» и «эта штука-а-ма-чиг вон в ту сторону». Вероятно, это результат трудностей с запоминанием слов и пересказом событий и историй, отчасти потому, что предложения и истории представляют собой последовательности, которые должны быть собраны в более или менее определенном порядке.
- Работаем с указаниями.
Слева/справа, восток/запад, до/после, впереди/позади — все это трудные абстракции для дислексика. Для описания этой проблемы иногда используется термин «направленная дислексия».
- Не могу вспомнить их номер телефона или адрес.
Адреса и телефонные номера кажутся короткими и легко запоминающимися, но это абстрактные последовательности информации, которые используются нечасто. Без повторной практики эта информация легко забывается.
- Трудности с организацией.
Многие дети неряшливы, но детям с дислексией особенно трудно поддерживать порядок во всем — от спален и шкафов до школьных сумок и запирающихся шкафчиков.
Будьте терпеливы и постарайтесь дать полезные указания и советы. Не говорите “приберись в своей комнате”, потому что она не будет знать всех шагов, как туда попасть, вместо этого попробуйте только первый шаг: “сложи всю грязную одежду в корзину”. Делайте шаг за шагом и вознаграждайте их за каждый успех.
- Более низкая самооценка.
Ежедневные неудачи на глазах у общественности и в присутствии ваших коллег быстро скажутся на вас, если не будут компенсированы большим количеством поощрения и позитива. даже существует термин «медленная капельная травма», чтобы описать ежедневный стресс и тревогу, с которыми часто приходится сталкиваться дислексикам. Я думаю, это отражает серьезность проблемы, когда наблюдается дислексия у детей.
Обязательно признавайте и празднуйте каждый успех. Найдите сильные стороны вашего ребенка и убедитесь, что он уделяет этим занятиям много времени. Спорт, искусство, музыка, драма, танцы, даже видеоигры. Каждый в чем-то хорош.
Симптомы дислексии у молодых людей (13~17 лет).
Многие симптомы детской дислексии сохраняются и во взрослом возрасте, но другие признаки также указывают на дислексию
- Плохие оценки, несмотря на значительные усилия
Очевидно, что плохие оценки могут быть результатом многих причин, но у тех, кто в детстве страдал от дефицита чтения, проблемы с учебой начинают усугубляться. Без правильного вмешательства дома и в классе даже удвоенное выполнение домашних заданий и частные репетиторы могут не улучшить оценки.
- Не любит школу и может бросить ее.
Для многих дислексиков школа — это место, ассоциирующееся с неудачами, поэтому к старшему классу мы не должны удивляться, что они ищут выход и бросают учебу. Дислексики составляют непропорционально большое число творческих предпринимателей, которые основывают свои собственные компании. Ричард Брэнсон — прекрасный пример. К сожалению, дислексики также составляют непропорционально большое число заключенных, которые так и не нашли своего места в мире.
Симптомы дислексии у взрослых (18+ лет).
Многие симптомы, характерные, когда наблюдается дислексия у детей и молодых людей, сохраняются, но теперь они больше похожи на последствия.
- Избегает чтения или скрывает инвалидность.
Без надлежащей помощи чтения и письма просто избегают, насколько это возможно, что является источником стыда или смущения.
- Неполный рабочий день.
Взрослые дислексики могут быть найдены на работах с более низкой квалификацией, чем ожидалось, если учитывать общий интеллект и способности. Дислексики часто преуспевают на “человеческих” должностях, таких как продажи или художники, архитекторы, повара и другие квалифицированные профессии.
- Чтение и письмо остаются трудными.
Книги и чтение не могут стать источником радости или наслаждения. Если взрослые никогда не знакомились с аудиокнигами или технологией преобразования речи в текст, они могут оставаться отрезанными от многих источников информации и развлечений, которые большинство других взрослых считают само собой разумеющимися.
Заключительные мысли о симптомах дислексии.
Многие люди проживают всю свою жизнь, так и не узнав, что они дислексики, постепенно убеждаясь в том, что они значат меньше, чем есть на самом деле. Если вы видите перечисленные здесь признаки и симптомы у ребенка, студента или взрослого друга, то, пожалуйста, произнесите три коротких слова: «Возможно, это дислексия«. Лучше всего сказать это вслух.