Содержимое
Оптическая дислексия и дисграфия у детей.
Оптическая дислексия и дисграфия зачастую возникает при возникновении проблем со зрением. Она отмечена сложной группой конкретных трудностей в обучении чтению и письму, которые проявляются в дислексии и являются следствием нарушений зрения. Таких как: неправильная аккомодация и нарушения бинокулярно-пространственного зрения (нарушение конвергенции, скрытое косоглазие, слияние и бинокулярное зрение), а также неправильные корректировки дефектов зрения.
Оптическая дислексия и дисграфия или бинокулярно-пространственное зрение (стереоскопическое, трехмерное).
Иными словами, ситуация, когда наши глаза работают вместе, создавая образы в нашем мозгу. Это означает, что каждый глаз видит данный объект / человека / форму немного по-разному. Поэтому, когда информация будет обрабатываться в коре головного мозга, создается трехмерное изображение.
Зрительное восприятие основано, помимо прочего, на четкости зрения, а также на правильном движении глазного яблока, за которые отвечают косые мышцы глазных яблок.
Общие симптомы и признаки оптической дислексии.
Выявить проблему с визуальным чтением сложно. Маленькие читатели никогда не видели текст иначе и не могут рассказать, что текст или слова выглядят менее четкими или отличаются от других. Если вы всегда видели буквы, движущиеся по странице, вас этот факт нисколько не удивит. И это еще не говорит о том, что у вас оптическая дислексия и дисграфия.
Общие признаки, которые вы можете увидеть у людей, испытывающих трудности со зрительным комфортом или восприятием:
Симптомы оптической дислексии, которые проявляются во время написания:
- ребенок пишет медленно и с трудом пишет ровно (по линиям в тетради и в блокнотах с миллиметровкой);
- у ребенка проблемы с письмом на слух, переписыванием текста и письмом по памяти;
в целом написанный ребенком текст размещен на странице неравномерно, неестественно расставлены пробелы; - ребенок пропускает буквы, окончания, части слов и даже целые слоги, части предложений или последовательности слов;
- обычно ребенок опускает знаки препинания: (запятые, точки, двоеточия, дефисы, скобки и т. д.), вопросительные знаки (?) и восклицательные знаки (!) и т. д.;
- делает орфографические ошибки, которые являются результатом слабой зрительной памяти;
- ребенок пишет «криво», «как курица лапой», «нечетко» и т.д.
Симптомы оптической дислексии, которые проявляются у ребенка во время чтения:
- текст нечеткий, размытый, обычно дублируется; он пульсирует и перемещается,
- вокруг букв, символов и картинок появляется желтый край (фон), временно или постоянно;
- ребенок не любит читать, особенно вслух;
- читает вслух медленно и неуверенно, меняя темп;
- ребенок теряет последовательность чтения предложений в тексте, пропускает целые разделы, испытывает трудности с поиском определенного абзаца (например, при поиске места в тексте, который он закончил в последний раз, чтение или поиск определенного абзаца, содержащего ответ на заданный вопрос);
- у ребенка проблемы с интонацией текста (плохая артикуляция), он слишком много внимания уделяет этому, из-за чего не может контролировать темп чтения и игнорирует знаки препинания;
- ребенок не может разделить простые слова на слоги и символы; ему трудно синтезировать слоги.
Физические причины оптической дислексии.
Возможно, вы слышали о синдроме Ирлена. Это расстройство восприятия, возникающее в результате визуального стресса, который мешает читать. Имеет похожие симптомы, как оптическая дислексия и дисграфия.
Визуальное восприятие – это способность воспринимать визуально, замечать, распознавать и интерпретировать визуальные стимулы в присутствии коры головного мозга (кора головного мозга, т.е. полиомиелит – внешний слой серых нервных клеток, покрывающий оба полушария головного мозга, являющийся частью центральной нервной системы). С помощью коры головного мозга определенные визуальные стимулы регистрируются, выделяются и затем классифицируются.
Глаз – очень чувствительный оптический аппарат. Он состоит из глазного яблока вместе с зрительным нервом, аппаратом движения глазного яблока и защитным аппаратом: глазницей, веками, оболочкой и слезным органом. На практике каждый тип аномалии в функционировании глаза (т.е. не являющийся результатом повреждения структуры глазного яблока или оптического пути; структура глаза в порядке, но функционально глаз не работает должным образом) нарушает процесс формирования зрительного восприятия.
Оптические проблемы часто возникают в результате простой близорукости или дальнозоркости. Нередко это может быть оптическая дислексия и дисграфия.
Проблемы с умственной обработкой часто являются результатом визуального стресса. Причина проблем с визуальной обработкой изображения неизвестна, но она может быть результатом множества факторов визуального стресса, включая свет, шрифт и его цвет.
Общие проблемы со зрением, такие как дальнозоркость, близорукость или «недостаточность конвергенции», также могут резко повлиять на способность к чтению и часто ошибочно принимаются за дислексию.
- Близорукость: также известная как миопия. Это наиболее распространенная проблема со зрением, при которой объекты на расстоянии выглядят размытыми.
- Дальнозоркость. Это неспособность сосредоточиться на близких объектах, например, на текст в книге. Реже встречается у детей школьного возраста.
- Недостаточность конвергенции: возникает, когда глаза не могут поворачиваться друг к другу, не могут сфокусироваться на предмете.
Ни одна из этих причин не связана с проблемами чтения или обучения сама по себе – это проблемы со зрением, которые способствуют проблемам с чтением.
Оценка специалиста.
Если ребенок испытывает трудности с чтением, в первую очередь вам необходимо посетить оптометриста, чтобы убедиться, не развилась ли у ребенка оптическая дислексия и дисграфия. Независимо от основной причины проблем со чтением, это поможет исключить близорукость и дальнозоркость. Конечно, проверка зрения даже более важна, если вы подозреваете, что зрительный стресс может быть основным фактором.
Некоторые оптометристы или специалисты по зрительному стрессу могут провести оценку с помощью цветных накладок и / или тонированных линз.
Оценка может включать использование интуитивного колориметра, который помогает определить точный оттенок, который лучше всего снижает визуальное напряжение для читателя.
Лечение оптической дислексии и дисграфии.
Ниже приводится краткое изложение наиболее распространенных и эффективных форм вмешательства при затруднениях чтения, связанных со зрением.
- Очки: в некоторых случаях проблема может быть решена с помощью пары корректирующих очков или контактных линз.
В случае недостаточной конвергенции вам могут порекомендовать специальные очки или упражнения на конвергенцию, но, как и очки при близорукости, они предназначены для устранения проблемы со зрением, а не для обучения.
Цветные накладки могут иметь значение для некоторых детей, у которых наблюдается оптическая дислексия и дисграфия.
- Цветные линзы: цветные линзы похожи на пару солнцезащитных очков, за исключением тщательно подобранного оттенка, который снижает напряжение глаз.
- Цветные накладки: представляют собой тонкие тонированные листы или прозрачный пластик, которые накладываются поверх любого считываемого материала, выполняя ту же функцию, что и очки.
- Выбирайте простые шрифты и стили написания. Ровный шрифт без засечек, двенадцатый размер, на пастельной бумаге с большим интервалом между буквами, словами и абзацами значительно облегчит процесс чтения для ребенка с дислексией.
- Хорошая программа чтения: если зрение и визуальная обработка не связаны с проблемами чтения у вашего ребенка, то лучшим лечением будет обучение чтению по специальной программе, которую для вашего ребенка подберет специалист.