Основные причины дислексии у детей - разбираем их подробно!
причина дислексии

Основные причины дислексии у детей

Основные причины дислексии у детей.

Причины дислексии у детей бывают различные и не всегда можно выявить в начале диагностики. Дислексия – это заболевание, при котором у ребенка возникают трудности с чтением и письмом. При диагностировании заболевания перед специалистом неизбежно возникает вопрос: каковы причины возникновения дислексии?

Существовало множество теорий о причинах появления этого расстройства.

Наиболее частой причиной возникновения дислексии называют наследственность. В нервной системе человека, страдающего дислексией, наблюдаются дискретные изменения. Они обусловливают функциональные нарушения, проявляющиеся проблемами с чтением и письмом. Предполагается, что дислексия у детей на 20–30% определяется генетикой.

 причины дислексии у детей

Второй причиной возникновения дислексии считают микроповреждения центральной нервной системы, приобретенных на разных этапах развития, особенно в перинатальной фазе. Основными сторонниками этой теории были А. Гезелл, американский психолог, описывающий нарушения чтения, вызванные микроповреждениями мозга.

Это уже было доказано ранее исследованиями, проведенными М. Монро. Он доказал, что микроповреждения мозга влияют на двигательные навыки восприятия, внимания и нормальные процессы, которые необходимы при обучении чтению.

Теория, объясняющая  причины дислексии у детей.

Другая теория, представленная С. Т. Ортоном, заключалась в том, что нарушение процесса латерализации (процесс в онтогенезе, когда разные функции психики связаны с правым или левым полушарием мозга) играет огромную роль в формировании дислексии.

основные причины дислексии у детей

Роль конфликта доминирования полушарий у дислектиков стала источником многих теорий. Некоторые полагали, что ярко выраженный конфликт возникает у детей с небольшим преимуществом или без него. Другие считали, что виновата поперечность (глаз, рука) и придерживались мнения, что принуждение ребенка-левши писать правой рукой вызывает огромный конфликт между полушариями.

В этой области было проведено много исследований, одни ученые доказывали важность латеральности для дислексиков, другие отрицали эту теорию. После многих лет исследований известно, что латерализация играет роль в развитии дислексии, но это не постоянное явление.

Еще одна концепция, сторонниками которой были П. Бланшар, С. М. Тучин, М. Е. Крипатрик, Б. Халльгрен, Э. Ганн. Они считали, что в основе феномена дислексии лежат эмоциональные расстройства. В настоящее время эта теория не пользуется большой популярностью.

Исследователи также полагали, что основной причиной развития определенных трудностей с чтением может быть недостаточное владение базовыми навыками чтения и письма. Так считал, в частности, А.И. Гейтс.

По его словам, причин, по которым ребенок не овладел базовыми навыками грамотности, может быть много, например, несоответствие индивидуального обучения потребностям ребенка, чтение текстов, не представляющих для ребенка ни малейшего интереса, несоответствующие методы обучения.

Х. Спионек называл, что причиной специфических трудностей при письме и чтении являются нарушения темпов и психомоторного развития ребенка.

Они не всегда заметны с первого взгляда, но настолько значительны, что мешают правильному дальнейшему развитию ребенка. Х. Спионек назвал их фрагментарными дефектами развития.

Исследования 1970-х и 1980-х годов при объяснении причин дислексии брали за основу структуру мозга. Оказалось, что мозг людей с дислексией асимметричен, и характеризуется гипертрофией одного полушария, особенно речевого центра в нем.

причины дислексии у новорожденных

Хотя существует множество теорий, пытающихся объяснить причины дислексии у детей, исследователи сходятся во мнении о сосуществовании определенных трудностей чтения и письма наряду с некоторыми вариациями психомоторного развития:

  1. Задержки и нарушения зрительного восприятия. С момента появления проблемы дислексии возникли предположения, что она связана с органом зрения. Однако вскоре исследователи поняли, что аномалии произошли не в глазных яблоках.

Оказалось, что правильное чтение требует правильного анализа и синтеза в корковой части зрительного анализатора. Поэтому большинство подчеркивает огромную важность зрительного анализатора в процессе создания определенных трудностей при чтении и письме.

Так, задержки и нарушения зрительного восприятия могут характеризоваться:

  1. Глобальным отставанием
    • Сложность разграничения букв с похожей графической структурой.
    • Смешивающие изображения с похожим визуальным изображением.
    • Пропуск мелких графических символов (знаков препинания).
    • Незамеченные отдельные буквы в словах при совпадении нескольких согласных.
    • Несоблюдение заглавных букв в начале предложения.
  2. Нарушением функции направления(связанное с пространственной ориентацией)
    • Запутанные буквы схожей формы, но разной ориентации.
    • Затруднения при различении слов со схожим написанием.
    • Перестановка букв в слове (динамическое переворачивание).
    • Повторение буквы.
    • Неправильные указания при написании слов.
    • Пропуск строк при чтении и письме.

помочь при дислексии

Студенты с недостаточным зрением совершают огромное количество орфографических ошибок, потому что они не могут визуально запомнить правильное написание данного слова.

  1. Задержки и нарушения слухового восприятия.
    Известно, что дефекты слуховых рецепторов затрудняют обучение грамоте.

Как и прежде, эти нарушения возникают на уровне анализа и синтеза в корковой части слухового анализатора. Очень сложно научиться бегло читать, с хорошей дикцией и пунктуацией. У этих детей многосложное и двоякое чтение (мягкое, губное).

Наиболее распространенные ошибки у детей с нарушением слухового восприятия:

  1. Неправильное извлечение слов, сочетание предлогов с существительными.
  2. Удаление или добавление слов, букв, слогов.
  3. Отбрасывание окончаний при слиянии двух согласных.
  4. Изменение концовки в написании глаголов.
  5. Изменение звуков со звонких на глухие (при этом в произношении происходит ассимиляция).

нарушение письма у детей

При значительном нарушении слуха студенты искажают слова до такой степени, что их невозможно понять, образуются так называемые бессмысленные буквенные кластеры. Снижение уровня слухового анализа и синтеза чаще всего связано с ухудшением слуховой памяти и моут рассматриваться как  причины дислексии у детей.

Такие расстройства также способствуют плохому словесному и концептуальному развитию. Дети с нарушением слуха часто начинают говорить поздно, и им трудно различать и запоминать флексивные окончания.

  • Задержки и нарушения речи

Некоторые ученые пришли к выводу, что большая часть детей с дислексией в детстве страдала речевыми расстройствами и задержками речевого развития.

Значительный процент детей со специфическими нарушениями чтения и письма продемонстрировал нормальное речевое развитие.

Дети с нарушениями речи не умеют хорошо писать и строить правильные высказывания. 

Также:

  1. Они неточно произносят группы согласных (3-4 буквы) или пропускают некоторые звуки в словах, например, яблоко, слой.
  2. Некоторые звуки, похожие по звучанию, делают их похожими.
  3. Звуки, смягченные диалектическим знаком и – произносятся неадекватно.

дислексия у детей

В результате пренебрежения и невыполнения задержки речевого развития у ребенка до конца жизни может измениться развитие вербального и концептуального мышления и по-другому общаться с окружающей средой.

  1. Задержки и нарушения моторного развития. Дети с дислексией часто страдают нарушениями и задержкой двигательного развития.  Двигательные расстройства могут быть глобальными или выборочными. Однако у дислексиков избирательные двигательные расстройства встречаются чаще, чем расстройства сложной природы.

Представленные здесь двигательные дефициты будут связаны со способностью правильно читать и писать.

  1. Сниженная ловкость рук. Слишком неточные движения руки, кисти или пальцев.
  2. Расстройство мышечного напряжения, в результате которого ребенок скован, напряжен, лишен свободы и мягкости.
  3. Синкинезия – то есть сострадание, состоящее из дополнительных, ненужных движений, дезорганизующих выполняемую деятельность.

Двигательные расстройства, включающие нарушения латерализации и зрительного восприятия, могут способствовать развитию дисграфии.

  1. Нарушения в процессе латерализации.
    Латерализация – один из аспектов двигательного развития ребенка. Дети различаются не только по преобладающей стороне импульса, но и по скорости и силе импульса.

причина дислексии у школьников

Основные проблемы латерализации, представленные здесь, неотделимы от специфических трудностей чтения и письма.

 

  1. Двуручность (ослабленная латеральность) – часто связана с задержкой моторного развития, что, в свою очередь, связано с инвалидностью, неточностью, медленным темпом письма, а также нарушениями в пространственной и направленной сфере. Распространенные причины дислексии у детей – ребенок не может различить правую и левую стороны. Есть определенные проблемы с чтением из-за отсутствия «ведущего глаза». Это приводит к пропуску букв, перестановке слов, смене слогов и т. д.
  2. Левша с правшой – так называемая перекрестная латерализация в области глаза и кисти. Это дезорганизует письмо.
  3. Левша – может вызвать технические трудности при письме. Неправильное положение руки приводит к чрезмерному напряжению мышц. Все это снижает скорость письма и снижает эстетику. Левша может привести к дисграфии.

В случае сильной левой латеральности можно столкнуться с зеркальным письмом, то есть зеркальным отображением нормального письма.

Основной причиной специфических проблем с чтением и письмом является негармоничное психомоторное развитие ребенка. Это означает, что одни функции развиваются хорошо, очень хорошо или выше среднего, а другие явно отстают.

Однако, какой бы ни была причина возникновения дислексии, – генетика или нарушения центральной нервной системы, очень важно вовремя и точно диагностировать это заболевание, чтобы помочь ребенку адаптироваться к учебному процессу, гармонично развиваться и чувствовать себя комфортно.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Книга для ответственных родителей 

Как помочь вашему ребенку!
  • Если ваш ребёнок плохо читает или не читает совсем? 
  • У него плохой почерк? 
  • Он допускает множество ошибок в письменных работах, в том числе «глупых»?  
  • А самое главное - вы поймёте, что все это можно исправить. 
  • Совершенно бесплатно вы получите ответы на многие ваши вопросы! 

Мы не рассылаем спам. Ваши данные в безопасности!

УЗНАЙТЕ, ЧТО ДЕЛАТЬ!

ЭТО БЕСПЛАТНО
ПОЛУЧИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ!
* Все данные конфиденциальны!
Пролистать наверх