Плохая память у ребенка – первые сигналы и профилактика.
Плохая память у ребенка – это еще не приговор. Ведь рабочая память — это кратковременное хранилище, которое ваш ребенок использует для осмысления окружающего мира. Плохая рабочая память затруднит ей учебу в школе, может подорвать ее самооценку и осложнить ее эмоциональную жизнь. И с годами эти проблемы могут нарастать как снежный ком, нанося долгосрочный ущерб. Но с помощью квалифицированного специалиста ваш ребенок сможет освоить инструменты и техники, которые помогут справиться с этими проблемами.
Если ваш мозг подобен компьютеру, то «рабочая память» — это оперативная память, которая питает его.
Каждый день мы делаем много сложных вещей. Мы анализируем проблемы, проводим мозговой штурм решений, воплощаем эти решения в жизнь, по ходу дела адаптируем наш план и так далее. Виды психических процессов (например, анализ, организация, принятие решений и т.д.), которые помогают нам делать все это, называются «исполнительными функциями».
И рабочая память — одна из таких исполнительных функций. Думайте об этом как о оперативной памяти вашего компьютера. Это кратковременное хранилище, куда ваш мозг помещает все, над чем он в данный момент работает.
Когда вы спрашиваете дорогу в супермаркете, вы используете свою рабочую память для запоминания и интерпретации того, что слышите. Или, когда вы добавляете строку чисел, ваша рабочая память — это место, где вы сохраняете сумму первых двух чисел, пока добавляете ее к остальным.
К сожалению, у многих детей недостаточно развита рабочая память. И это влияет на их повседневную жизнь.
Рабочая память — это фундаментальная исполнительная функция, которая влияет на многие аспекты жизни вашего ребенка. Например, ваш ребенок пытается рассказать другу анекдот, который она только что услышала, но не в состоянии удержать все его части в правильном порядке! Или пытается подвести итог уроку истории, когда постоянно забывает то, что прочитала всего двумя абзацами ранее.
На что влияет плохая память у ребенка.
Плохая рабочая память обычно больше всего влияет на успеваемость вашего ребенка. Например, это значительно усложняет математику и чтение.
Рабочая память развивает зрительно-пространственные навыки. То есть способность вашего ребенка определять, где находятся объекты в пространстве. Можно было бы ожидать, что зрительно-пространственные навыки важны для занятий спортом (например, нацеливание на футбольный мяч, чтобы она могла его отбить).
Но они также необходимы и в классе. Особенно для математики и чтения. Например, для решения «5 + 6 – 2», ваш ребенок должен распознать и соблюдать порядок цифр на странице, лежащей перед ним. Потому что «5 + 6 – 2» отличается от «5 + 2 – 6». И если он вычисляет эти суммы на бумаге, ему придется выровнять цифры по вертикали, чтобы сложить их (особенно, если это были двузначные числа).
Позже в жизни он изучит тригонометрию и математическое исчисление, где ему нужно будет представлять объекты, вращающиеся в пространстве. Это требует еще более продвинутых зрительно-пространственных навыков. То же самое и с чтением, когда плохая память у ребенка может сказаться на его результатах. Как вы, вероятно, понимаете, часто существует взаимосвязь между дефицитом рабочей памяти и нарушениями в обучении, такими как дислексия. В обоих случаях задействованы одни и те же механизмы.
Рабочая память также влияет на то, как ваш ребенок чувствует себя в классе.
Для него будут трудны не только уроки. Это тоже опыт работы в классе. Например, на уроке математики ему, скорее всего, дадут ряд инструкций по решению суммы. Но, как мы уже видели, следовать инструкциям означает запоминать их этапы и выполнять их по порядку. Это большая просьба к ребенку с дефицитом рабочей памяти.
Скорее всего, он закончит первый шаг, а затем остановится. Или пропустит шаг. Или впадет в отчаяние и полностью сдастся. Даже что-то вроде копирования предложений с доски является сложной задачей, потому что это означает запоминание слов достаточно долго, чтобы записать их. И запишите их тоже в правильном порядке.
Такого рода «перегрузка рабочей памятью» делает вашего ребенка легко отвлекаемым, и его учитель может предположить, что он нарочно расслабляется.
Возможно, ваш ребенок старается изо всех сил, но может разочароваться, когда его рабочая память будет перегружена. Если он разозлится и сдастся, его учитель может предположить, что он недостаточно старается или у него проблемы с вниманием, такие как СДВГ.
Но это не тот случай. Дети с СДВГ беспокойны, гиперактивны или импульсивны. Вместо этого разум вашего ребенка просто отключается, потому что его рабочая память «переполнена». На самом деле, он, возможно, старается больше, чем большинство его одноклассников, но его разум просто не подчиняется. (Примечание: у детей с СДВГ могут быть проблемы с рабочей памятью, но плохая рабочая память не обязательно означает, что у ребенка СДВГ.)
Дефицит рабочей памяти влияет на самооценку, но не так, как вы могли бы ожидать.
Проблемы вашего ребенка в основном возникают в классе, поэтому любые проблемы с самооценкой обычно связаны с классом. Вне школы общение и принятие его друзьями не так сильно зависят от рабочей памяти. Поэтому он, скорее всего, будет хорошо ладить со всеми и вести здоровую социальную жизнь. И ваш ребенок будет чувствовать, что он «достаточно хорош».
Именно в классе во время более масштабных, структурированных групповых занятий, он уединяется и замолкает. Это может навести его на мысль, что он не умен или что «плохо разбирается в цифрах», хотя виной может быть плохая память у ребенка.
И подобные мысли могут подорвать его самооценку. Но это будет конкретно его “академическая” самооценка, а не его более обобщенное самоощущение.
Дети с проблемами рабочей памяти часто испытывают проблемы со своими эмоциями. Но это может быть связано не только с рабочей памятью.
Многие учителя замечают тенденцию к тому, что у детей с проблемами рабочей памяти также возникают трудности с контролем эмоций. Психологи подозревают, что это связано с тем, что у многих из этих детей также есть другие проблемы, такие как СДВГ или оппозиционно-вызывающее расстройство. И именно эти расстройства, а не проблемы с рабочей памятью, вызывают проблемы с контролем эмоций.
Что вызывает беспокойство, так это то, что ваш ребенок может столкнуться с долгосрочными последствиями проблем, которые мы обсуждали.
Проблемы с рабочей памятью не обязательно усугубляются, хотя со временем их влияние может усиливаться. Ребенок, который немного отстает в возрасте 5 лет, может значительно отстать в 16 лет, потому что предметы стали более сложными. В 5 лет он получал большую поддержку и имел доступ к лучшим пособиям для обучения и запоминания. Но к 16 годам от него ожидали бы, что у него будут свои собственные стратегии обучения.
Например, повторное просмотрение одного и того же контента может сработать в возрасте 5 лет, но не сработает на более продвинутых уроках, которыми занимается 16-летний подросток. И даже если он разрабатывает методы обучения, которые помогают с одним предметом (например, математикой), они обычно не могут быть перенесены на другие предметы (например, английский). Причиной этого может служить плохая память у ребенка.
Таким образом, если кто-нибудь не заметит и не устранит дефицит рабочей памяти у вашего ребенка, его взрослая жизнь, скорее всего, будет значительно омрачена тем, что он был трудным учеником.
Как родитель, вы можете помочь, следя за проблемами с рабочей памятью.
В идеале вам следует отвести своего ребенка к психологу для формального обследования, но есть признаки, которые вы можете заметить дома. Например, замечали ли вы, что вашему ребенку трудно выполнять задание или следовать инструкциям? Допустим, вы просите его прибраться в своей комнате, а затем принять ванну — делает ли он все это? Или он сбивается с пути на половине дороги?
Тогда часто ли он что-то забывает? Например, забывает ли отрывки из недавних разговоров, которые у него были? Или кладет вещи не туда (например, рабочие тетради, канцелярские принадлежности и т.д.)? Или потеряет идею, если ему придется подождать несколько минут, прежде чем поделиться ею? Все это — красные флажки, на которые следует обращать внимание, если вы подозреваете, что причиной этого является плохая память у ребенка